Найти тему

Знакомство с нотами на бумаге. Считаем до четырех...

Каждая нота несет информацию о высоте и продолжительности звука. Звуковысотную запись я разбирала в предыдущей статье. Давайте рассмотрим основные длительности нот.

На схеме изображены все основные длительности нот, их названия и счет.
На схеме изображены все основные длительности нот, их названия и счет.

Вверху на схеме изображена целая нота - это самая большая длительность. Но как понять сколько времени она звучит? Продолжительность звучания целой ноты будет соответствовать счету от одного до четырех в темпе вашей пьесы.

Если вы умеете считать до четырех, проблем не будет!

Будем мыслить в размере четыре четверти, так как это самый распространенный и простой для восприятия размер. Размер записывается дробью сразу после ключа (4/4). Вертикальные линии на нотном стане - это тактовые черты. Расстояние между двумя тактовыми чертами называется такт. Такт - единица метра (попросту говоря счета). Смысл в том, что каждый новый такт начинается с сильной доли. Это значит, что когда мы считаем, мы делаем акцент на первый счет: РАЗ, два, три, четыре... РАЗ, два, три четыре и т.д. так мы намеренно акцентируем первую долю. Тоже самое происходит в процессе исполнения музыки. Первая нота в такте звучит более ярко, акцентированно, это нужно, чтобы музыка была динамичной, живой и музыканты могли понимать друг друга в совместной игре.

Такт и тактовая черта.
Такт и тактовая черта.

Размер в музыке - это по сути ее ритмическая организация. Он показывает сколько (в данном случае четыре) и каких долей (в данном случае четвертей) содержится в такте. Практически вся современная музыка имеет "квадратное" строение, то есть состоит из четырехтактовой последовательности с ритмом, который укладывается на четыре счета.

Размер 4/4
Размер 4/4

Как и все целое, что делится пополам, нота тоже может быть поделена на две ровные половины. Половинные ноты в свою очередь можно поделить еще пополам - получим четверти. Четверть должна восприниматься как основная единица в четырехдольном размере. На один счет мы исполняем одну четвертую ноту. В такте умещаются две половинные ноты. Каждая из этих половинок продолжают звучать, пока мы считаем соответственно от одного до двух и от трех до четырех.

Каждую следующую длительность мы можем поделить еще пополам. Четверть делится на восьмые, восьмые - на шестнадцатые. Более мелкие длительности используются крайне редко.

Таким образом в одном такте в размере четыре четверти могут поместиться следующие варианты длительностей:

  • одна целая нота
  • две половинные ноты
  • четыре четверти
  • восемь восьмых
  • шестнадцать шестнадцатых

Для удобства восприятия все мелкие длительности (менее одной четверти) объединяются в группы и записываются под "общими крышами". В сумме все длительности, собранные под "одной крышей" образуют четверть. Это очень наглядно и позволяет продолжать вести счет четвертями даже когда мы исполняем более мелки длительности.

Cоотношение восьмых и шестнадцатых с четвертями и их группировка
Cоотношение восьмых и шестнадцатых с четвертями и их группировка

Чтобы научиться считать и ровно исполнять восьмые, первое время можно прибегнуть к дополнительному счету (1 и 2 и 3 и 4 и). На "и" исполняется вторая восьмушка в каждой доле. Долей называют все, что находится "под крышей" и соответствует одной четверти (в данном случае это две восьмые). Восьмая нота в два раза короче, чем четверть, - это значит, что на один счет надо сыграть два звука. В одном такте вместо четырех четвертей умещаются восемь восьмушек. Фактически такое исполнение будет звучать в два раза быстрее.

Счет для восьмых.
Счет для восьмых.

Ну что ж, поздравляю, друзья! Теперь вы познакомились с основными длительностями, можно приступать к практике!