Часть 4.
Южно-итальянские города были не единственными, кто пострадал от социальных токсинов холеры.
Например, в 1857 и 1893 годах в промышленном порту Тосканы в Ливорно произошли крупномасштабные беспорядки, вызванные холерой. В 1911 году аналогичные беспорядки охватили морские курорты за пределами Рима в Ансио, Неттуно и Террачины. Власти в Сеньи, к юго-западу от Рима, где было зарегистрировано всего пять случаев заболевания холерой, оцепили больницу и лазарет, чтобы изолировать подозреваемые случаи. Сразу же идея распространялась среди людей, что власти, муниципальные и национальные, планировали "расправу над невинными", чтобы отравить город. Толпа из 3000 человек прошла маршем до ратуши, требуя освобождения больных холерой, забросав камнями карабинеров и избив их у дверей ратуши, «намереваясь разграбить и разрушить это место, а также убить мэра и работников здравоохранения», которых они обвиняли в изобретении болезни. В газетах сообщается, что женщины «особенно жестоки». Одна схватила карабинера, бросила его на землю и растоптала его. Другая схватила муниципальный флаг и крикнула: «В больницу». Толпа, прислушиваясь к ее приказу, пронесся по городу, крича «Смерть докторам и медсестрам». Им удалось вытащить пациентов с холерой из больницы, доставив их «в процессии к себе домой».
Мы можем сделать некоторые выводы из этих примеров.
Во-первых, хотя связь ненависти, вызванная эпидемиями, могла возрастать в 16-м и начале 17-го веков, с испытаниями предполагаемых распространителей чумы, они были недолговечными и мягкими по сравнению с тем, что последовало с гораздо более широко распространенным социальные волнения от холеры в Европе 19 и начала 20 веков.
Во-вторых, с холерой беспорядки были больше, главным образом городским явлением, ограниченным десятью или более городами. Например, на Британских островах в течение 13-месячного периода, с декабря 1831 года по январь 1833 года, всего было 72 беспорядка, вызванных холерой, многие из которых были тысячами толп, которые нападали на врачей и разрушали больницы против холеры.
В частности, в Ирландии и Шотландии это произошло не только в основных городах, но и в небольших городах и деревнях, таких как Арди, Килкенни, Киллинер, Баллина в Ирландии и Пейсли, Уик, Патхед (Кирколди), Лейт и Ивергордон в Шотландии.
В-третьих, научные открытия бактериального агента и механизмов передачи холеры не положили конец и даже не ослабили социальное насилие в отношении холеры или мифы, которые питали ее в крупных городских районах Западной Европы и вокруг них.
В России и Италии эти беспорядки продолжались и в 20-м веке, становясь такими же распространенными и частыми, как в 1830-х годах.
Наконец, сравнение эпидемий показывает, что социальные конфигурации ненависти не были одномерными или статичными во времени и в разных местах, как это описано в современной литературе, вдохновленной опытом борьбы со СПИДом. Реакции на холеру заметно отличались от убийства евреев во время Черной смерти или испытаний на чуму 16-го и 17-го веков, которые выявили широкий круг преступников и жертв.
Вместо обвинения и поиска "козла отпущения" в виде бедных, евреев, иностранцев и других маргинальных групп населения, мифология холеры о ненависти направляла обвинения и насилие в противоположном направлении: маргинальные группы, такие как азиатские поселения в российских городах, обнищавшие ирландские женщины и мальчики в Нью-Йорке, Ливерпуле и Глазго, крестьяне, производители фиги и безработные рыбаки в Апулии, а также женщины и дети в других итальянских городах были нацелены на врачей, фармацевтов, медсестер, мэров и других правительственных чиновников как на тех, кто намеренно распространял болезнь. Также не исчезли такие теории заговора, связанные с эпидемиями, о чем свидетельствуют нападения на Красный Крест в Западной Африке в 2014 году, обвиняемые в изобретении вируса Эбола, или совсем недавно обвинения в том, что биотехнологическая компания преднамеренно выпустила супербактерий, вызывающие вирус Зика в Бразилия сократит мировое население.
Любопытно, что одна болезнь в конце 19-го и начале 20-го века, которая наиболее близко соответствовала нынешнему взгляду на крупные эпидемии, вызывающие обвинение против «другой», привела к наиболее распространенному и частому социальному насилию в истории США: оспе. Тем не менее, историки с трудом распознали его социальные токсины, особенно после нескольких анти-прививочных бунтов колониального периода. Как и в случае холеры, оспа вызвала массовые восстания, в ходе которых бедняки и иммигранты выступили против органов здравоохранения и муниципальных органов власти, о чем свидетельствуют три крупных беспорядка и серия более мелких беспорядков в Милуоки с 28 сентября по 31 декабря 1894 года или один из мексиканских мятежников, иммигрантов в Ларедо, штат Техас, в марте 1899 года. Но с момента эпидемии 1881 года и до второго десятилетия 20-го века оспа вызвала многочисленные жестокие акты бесчеловечности в отношении жертв этой болезни. Те, кто совершил насилие, были белые, состоятельные фермеры и бизнесмены - «элита граждан», а их жертвами были американцы и недавние иммигранты - китайцы, бродяги, но, прежде всего черные.
Продолжение следует...