Найти тему
КАФ

Как помочь ребенку захотеть «грызть гранит науки»

Оглавление

«Мой ребенок не хочет учиться!» - это самая распространенная жалоба родителей на собственных детей-школьников. Причины две: отсутствие мотивации и банальная лень. Причем второй фактор мешает продуктивной деятельности не только подрастающего поколения, но взрослым. Подумайте, что для вас предпочтительнее: перемыть все углы квартиры, приготовить обед из трех блюд или посмотреть любимый сериал? А представьте теперь насколько тяжело ребенку делать то, что ему не нравится. Кроме того, у многих детей не сформировано понятие «надо», да и отдаленные перспективы они еще не умеют просчитывать. Поэтому без родительского стимулирования каши не сваришь.

Большинство мам и пап сводят мотивирование детей к материальным наградам за успехи. Но такой подход не будет работать длительное время. К проблеме нужно подходить более обстоятельно и глубоко.

-2

Виды мотивации: внешняя и внутренняя

Внутренняя мотивация опирается на сильную потребность ребенка. Достаточно одного искреннего «хочу», и горы сами сворачиваются на пути к цели. Именно поэтому детей за уши не оттащить от компьютерных игр, молодежных журналов и книг, общения с друзьями.

Внешняя мотивация не возникает сама по себе. Это торги. «Сделай, что необходимо, получишь то, что хочешь». Научно доказано, что такая мотивация низко эффективна. Дети продолжают бездельничать. И к тому же предъявляют претензии к родителям за невыполненные обещания.

Почему внешнее поощрение не работает?

Услышав про новый гаджет за пятерки, ребенок чувствует необычайный прилив энтузиазма. Но тут вмешивается инстинкт самосохранения и неуверенность в собственных силах. «Если получу неудовлетворительную отметку, то это отодвинет от меня мою цель. Зачем идти на неоправданный риск? Спишу с интернета или у соседа по парте, чтобы не было лишних проблем».

Мы наблюдаем подмену ценностей. Цель – не знания, а отметка ради выгоды. Вместо того, чтобы идти длинным и праведным путем: учить, пересдавать, наверстывать упущенное, ребенок предпочитает списать.

Внешние поощрения работают в тандеме с внутренними. Как у взрослых – нелюбимая работа заставляет мечтать об окончании и просто отбывать срок.

-3

Как поймать внутреннюю мотивацию?

Чтобы настроиться на учебу, потребуется потрудиться не только ребенку, но и его родителям.

Не завышайте планку. Очень мало людей, которые успешны одновременно во многих сферах. В большинстве своем есть четкое разграничение на гуманитариев и технарей. Не ругайте юных биологов за «лебедей» за диктанты, а математика за колы за «тройки» по обществознанию, то никакого желания разбираться в этих предметах у ребенка не возникнет.

Общайтесь на равных. Дети – люди, только маленькие. Так и ведите с ними конструктивный диалог. Не просто запрещайте, а доказывайте, объясняйте.

Интересуйтесь мнением. Ребенок должен чувствовать, что его пожелания учитываются. Спрашивайте о причинах его выбора, его видением выхода из сложившихся ситуаций.

Принимайте ребенка. Не старайтесь реализовать в нем то, что вам хотелось в детстве.

Помогите сориентироваться в мире. Именно подтолкните, а не навязывайте личное мнение.

Покажите на личном примере, что учеба – это интересно и полезно. Читайте книги и журналы. Если ребенок видит родителей, которые уткнулись носом в телефон, то вряд ли у него возникнет желание читать книги.

Формирование внутренней мотивации – тяжелая задача. Но, как известно, терпение и труд все перетрут. А еще родительская любовь способна творить чудеса. Так что запасайтесь терпением и вперед, мотивировать ребенка грызть гранит науки.