Найти в Дзене
Sofiya

Взгляд сверху. Часть 1

Женщины всё чаще занимают руководящие должности, однако с прогрессом гендерные проблемы не всегда исчезают. Какие силы тормозят прогресс - и что происходит, когда женщины берут бразды правления в свои руки?

Когда 40 лет назад Марна Боргстром начинала свою карьеру в администрации здравоохранения, женщин было немного. Ее регулярно обвиняли в том, что она слишком мягко сказала, и критика не была несправедливой. "Если бы у меня не было чего-то близкого к блестящему, я бы не выставляла это на всеобщее обозрение", - говорит она. "В то время все кафедры медицинского факультета были мужскими". Они смотрели на меня так: "Погладьте ее по голове - ее здесь не будет, когда она начнет рожать детей".

Сейчас, будучи генеральным директором Йельского университета Нью Хейвен Хелс, системы здравоохранения стоимостью 4,4 миллиарда долларов, Боргстром считает, что ее роль в управлении пятью больницами и 25 тысячами сотрудников сродни роли дирижера оркестра. Она поднялась в своих рядах, обучаясь у тех, кто выше ее, твердо придерживаясь своей веры в качественное здравоохранение для всех и идя на некоторые личные жертвы, например, возвращаясь на работу всего через несколько недель после родов. Тем не менее, добраться до того места, где она сейчас находится, было скорее побочным продуктом ее целеустремленности, чем конечной целью. "Я никогда не была настолько целеустремленной, я никогда не говорила, что хочу быть генеральным директором".

И все же, как и все больше и больше ее пола, вот кем она стала. За последнее поколение женщины добились впечатляющих успехов в качестве лидеров, открыв бизнес, возглавив компании и избравшись на государственные должности беспрецедентными темпами. Их прогрессу способствовало резкое повышение осведомленности о барьерах, с которыми сталкиваются женщины, включая отсутствие адекватного отпуска по семейным обстоятельствам, исключение из сетей "мужских клубов", которые до сих пор смазывают дороги к власти, и их собственная социально обусловленная тенденция избегать выдвижения себя на видные роли. Статистические данные подтверждают их продвижение по службе: В 2016 году в Конгрессе США насчитывалось 104 женщины, что почти в четыре раза больше, чем в 1992 году. Каждое шестое место в совете директоров компаний, входящих в список Fortune 500, занимала женщина в 2013 году, что почти в два раза больше, чем 20 лет назад.

От прогресса, однако, никуда не денешься. В большинстве областей стеклянный потолок прочно сохранялся. Продвижение также не означает, что женщинам легче попасть на саммит. Пожалуй, никогда в новейшей истории проблемы женского лидерства не были столь очевидны, как в кампании Хиллари Клинтон. Reams были написаны о том, почему Клинтон проиграла, но анализируя и волнующую кампанию, и ее 30-летнюю карьеру в целом, комментаторы указывают на сложную роль, которую сыграл гендер в том, как ее воспринимали. Для многих из ее недоброжелателей она была слишком холодной, жесткой, консервированной, авторитарной и, что самое большое политическое жало, ненадежной. Своим сторонникам она прекрасно иллюстрировала старую поговорку о Джинджер Роджерс о том, что она должна была делать все, что делал Фред Астер, кроме как задом наперёд и на высоких каблуках, что не только безупречно, но и в то же время бороться с уникальными вызовами. И все же, Клинтон проиграл.

Для многих женщин-лидеров и других женщин, стремящихся к своим званиям, выборы отражали их собственные переживания. Они жонглировали, уравновешивали, учили, вели переговоры, организовывали, управляли, делегировали, решали, слушали и склонялись только для того, чтобы понять, что лидерство в то время как женщина отличается от лидерства в то время как мужчина. Как писала однажды лингвистка Дебора Таннен: "Дорога к власти трудна для женщин, и как только они попадают туда, это терновое ложе". Ученые-социологи, изучающие женское лидерство, тщательно разбирают природу этих терновников и выясняют, как женщины ощипывают или перемещаются вокруг них.

Рабочий процесс

После разговора с около 400 человек, Марико Сильвер, 39-летний президент Беннингтонского колледжа, была отодвинута в сторону уважаемым коллегой мужского пола. Он похвалил ее, а затем предложил то, что считал полезным: По его словам, в будущем ее тон должен быть менее разговорным, и она должна использовать язык своего тела и голос, чтобы передать больше власти. "Я ценю то, что он пытался помочь мне", - говорит Сильвер, которая до этого работала в администрации Обамы и была советником по вопросам политики при губернаторе штата Аризона Джанет Наполитано. "Но стучать рукой по подиуму нехорошо. Есть ли какой-нибудь другой способ выразить свою власть? Я хочу быть настоящим лидером. "

Лидерам женского пола приходится сталкиваться со многими подобными неявными предположениями. Когда большинство людей представляют себе руководителя, они представляют сильного, уверенного в себе человека. Когда они думают об идеальных качествах женщины, они изображают теплоту, общительность и сострадание. Такие укоренившиеся и часто подсознательные предрассудки трудно примирить в сознании, создавая фундаментальное несоответствие, которое влияет на то, как воспринимаются женщины-руководители. Если они не могут совмещать оба образа одновременно, они рискуют остаться незамеченными, нелюбовью или неуважением.

Активная борьба со стереотипами также не всегда является эффективной стратегией: Женщина, занимающая пост генерального директора или президента, скорее всего, научилась говорить на собраниях, но это не значит, что она сможет закончить свои предложения. "Данные показывают, что женщин больше прерывают, даже в советах очень образованных людей", - говорит Элис Игли, психолог Северо-Западного университета и один из ведущих исследователей гендера и лидерства. И если им все-таки удастся вставить слово в слово, то лучше бы они не ошибались. "Женщины должны быть компетентными и очень хорошо подготовленными. Это очень важно, потому что они не могут соскользнуть мимо, так же как и мужчины, которые совершают ошибки. Их можно удержать на более высоком уровне".

Контекст тоже имеет значение. Для женщины-лидера в среде, где доминируют мужчины, ее "женственность" особенно важна и провоцирует чрезмерный когнитивный диссонанс между стереотипом женщины и стереотипом лидера. Розабет М. Кантер, профессор Гарвардской бизнес-школы и автор книги "Доверие", обнаружила, что последствия этого - усиленный контроль, преувеличение различий по сравнению с большинством членов группы и исключение из неформального рабочего взаимодействия.

Указание на то, что она жаждет власти, может быть рискованным для женщины так, что это не для мужчины. Екатерина Нетчаева из миланского университета Боккони обнаружила (при рассмотрении американских предметов), что мужчины менее восприимчивы к женщинам-боссам, когда их рассматривают как самозабвенных и властолюбивых. Другое исследование, проведенное Тайлером Окимото из Университета Квинсленда и Викторией Бресколл из Йельской школы менеджмента, показало, что избиратели предпочитают женщин-политических кандидатов, которые не имеют реальных или мнимых властных намерений, и что они ожидают от женщин проявления чувства общности вместо этого.

В 2013 году в Гарвардском бизнес-обзоре социолог из Стэнфорда Марианна Купер пишет, что "высокоуспевающие женщины испытывают социальную реакцию, потому что их успех, а именно то поведение, которое создает этот успех, противоречит нашим ожиданиям в отношении того, как женщины должны себя вести". От женщин ожидается, что они будут милыми, теплыми, дружелюбными и заботливыми". Если женщина ведет себя напористо или состязательно, если она толкает свою команду на выступление, если она демонстрирует решительное и сильное лидерство, она отклоняется от социального сценария, который диктует, как она "должна" вести себя.".

Ловушка надежности

Даже когда женщине удается добраться до верхней ступеньки лестницы, ее хватка может быть более скудной, чем у мужчины. Андреа С. Виаль, исследователь Йельского университета, и его коллеги описали "цикл нелегитимности", когда женщине-руководителю труднее завоевать восхищение и уважение подчиненных, что, в свою очередь, делает ее менее легитимной. Если она не преодолеет это чувство нелегитимности, подчиненные могут стать более негативными и менее склонными к сотрудничеству, что, в свою очередь, может заставить своего начальника негативно отреагировать и почувствовать, что ее положение является шатким. Ее негативное поведение может подтвердить ожидания подчиненных, усиливая тем самым цикл.

Исследователи Джоан К. Уильямс и Рейчел Демпси сообщают об аналогичных выводах в своей книге "Что работает для женщин на работе", которая указывает на ключевую дилемму, с которой сталкиваются женщины-лидеры, и амбициозные женщины в целом: Они должны доказывать свои способности снова и снова. Авторы отмечают, что, хотя женщины на более низких уровнях могут восприниматься как выполняющие хорошую работу, их усилия могут систематически девальвироваться по мере продвижения вверх.

Как если бы этих проблем было недостаточно, женщины могут с большей вероятностью, чем мужчины, быть выбраны во главе организаций в суматохе, и они с большей вероятностью будут обвинены, если не смогут повернуть компанию вспять - явление, которое было окрещено "стеклянной скалой". Исследования подтверждают, что угроза для организации сигнализирует о необходимости перемен, а так как мужчины-лидеры рассматриваются как статус-кво, женщины могут рассматриваться как свежий выбор для нового направления. Это может звучать как редкое женское преимущество, но, как объяснила психолог Канзасского университета Нила Бранскомб в The Wall Street Journal, если женщине не удается возродить больную фирму, люди склонны забыть о трудностях ситуации, в которую она вошла, и вместо этого думать: "Ну, женщины просто не могут этого сделать".

Обращение СМИ с женщинами-лидерами также толкает их к стеклянной скале. В недавнем исследовании Фонда Рокфеллера было изучено освещение новостей о мужчинах и женщинах, занимающих руководящие должности, и было установлено, что если женщина возглавляла компанию в кризисной ситуации, то в 80 процентах статей она упоминалась в качестве источника проблемы, в то время как мужчина, занимающий аналогичную должность, был обвинен лишь в 31 проценте статей. Пример тому: Мариссу Майер часто критикуют за ее руководство Yahoo, несмотря на то, что компания много лет боролась, прежде чем взять ее в свои руки и продать Verizon. Тим Армстронг был предвестником продажи больной АОЛ в Verizon при схожих обстоятельствах.

Читать продолжение: https://zen.yandex.ru/media/id/5ea1995456d6260bcedafebd/vzgliad-sverhu-chast-2-5ea5770167003504eddcb22b