Найти тему
ОколоТеатра

История #7: как исполнить песню, чтобы вас поняли

Оглавление

В музыкальном театре есть распространенная проблема: зритель смотрит классный музыкальный номер, но эмоционально к нему подключиться не может. Происходит это потому, что артист не делится историей или не ведет персонажа к его цели. Кажется, что артиста не волнует то, что волнует героя. Если артист не дает зрителю прожить ситуацию вместе со своим героем, зрителю быстро становится скучно. При этом у артиста может происходить серьезная внутренняя работа, но внешне эмоции не находят выражения и считываются как апатия.

Когда в мюзикле появляется песня?

Когда просто разговаривать о том, что движет героем, уже невозможно. Когда эмоции дошли до такой точки кипения, что выразить их можно, только добавив музыку. Песня — это переход на следующий уровень существования. При этом для человека это неестественный режим существования. Мы не поем в жизни, но для героев мюзикла это естественный способ выразить то, что их действительно волнует.

Бродвейский педагог Стивен Пёрди в своей книге «Песня в музыкальном театре. Полный курс по выбору, подготовке и исполнению для современного артиста» дает несколько советов чтобы бороться с этой проблемой.

Как перевести свои эмоции изнутри наружу?

Лашанз в мюзикле «Однажды на острове». Фото: Марта Своуп
Лашанз в мюзикле «Однажды на острове». Фото: Марта Своуп

Поднимитесь на ступеньку выше

Если песня появляется там, где повышаются эмоции, то, играя основное настроение песни, его также следует повышать.

-2

Преувеличенная эмоция ярче отражается в теле. Зрители увидят и поймут жесты и язык вашего тела. Только не забывайте про чувство меры. Повышать — не значит переигрывать, иначе вы рискуете превратить вашу песню в маниакальную истерику там, где это не требуется.

Джон Тарталья в мюзикле «Авеню Q». Фото: Кэрол Розегг
Джон Тарталья в мюзикле «Авеню Q». Фото: Кэрол Розегг

Используйте приемы подачи

Исполняя песню, поставьте себя в предлагаемые обстоятельства, которые вынудят вас работать на повышенном градусе. Старайтесь представлять эти предлагаемые обстоятельства физически, тогда тело само будет правильно реагировать. Существует множество таких приемов, вот основные:

Сеанс у психоаналитика
Пойте песню воображаемому психологу, будто вы рассказываете свою проблему специалисту, вам очень нужно выговориться и получить совет, как ее решить.
Разговор с ребенком
Пойте песню так, будто пытаетесь растолковать сложную информацию ребенку и вам необходимо, чтобы ребенок вас понял.
Разговор с сотрудником полиции
Рассказывайте историю так, будто оправдываетесь перед полицейским и хотите избежать штрафа.
Письмо, которое вы никогда не отправите
Отнеситесь к песне как к письму, в котором хотите излить душу, но не отправите адресату. При таком подходе проявляются истинные чувства героя и льются на “бумагу” потоком.
Бассейн с акулами
Вы заперты в бассейне с акулами или в клетке со львами, и рассказываете своему партнеру, где найти ключ, чтобы спасти вас из этих малоприятных обстоятельств.
Первое свидание
Вы впервые рассказываете собеседнику что-то личное и ждете его реакцию.
Надо было сказать по-другому
У каждого из нас бывают ситуации, особенно в спорах, когда мы говорим что-то, о чем потом жалеем. Позже мы начинаем прокручивать ситуацию в голове и придумывать тысячи вариантов, как можно было выразится иначе, чтобы человек понял, что мы имели в виду. Такой способ подачи выводит нас на откровенный разговор.
Боксерская груша
Этот прием особенно подходит для песен I want (о типах песен читайте здесь). Пойте так, будто колотите боксерскую грушу. Вы заметите, что сильнее всего ее бьете, когда говорите о чем-то, чего по-настоящему хотите, или в самых выразительных музыкальных моментах песни. Такой способ помогает соединить тело и речь.
Есть только две минуты
Представьте, что ваш собеседник садится в отправляющийся поезд или стоит на пороге церкви, чтобы пойти к алтарю, и у вас только две минуты, чтобы рассказать о ваших истинных чувствах.

Алан Камминг в мюзикле «Кабаре». Фото: Джоан Маркус
Алан Камминг в мюзикле «Кабаре». Фото: Джоан Маркус

О чем надо помнить

Чтобы определить направление вашего исполнения, не ограничивайтесь техникой повышения градуса. Ежедневно напоминайте себе о следующих важнейших вещах, без которых песня будет звучать тускло и скучно, какие бы краски вы не использовали:

Будьте в моменте
Песня происходит здесь и сейчас, не показывайте результат раньше времени. Ваш персонаж еще не знает, что случится с ним дальше. Конечно, как актер вы в курсе, но не стоит это демонстрировать. Это особенно важно в песнях, где персонаж пытается решить какую-то проблему. Играйте процесс. Каждое ваше действие питает следующее. Шаг за шагом подходите к результату и возможным последствиям.
Оставьте себе возможность развития
В песне должны быть энергетические перепады(уровни?), которые обозначат зрителю путь, который вы проходите в песне. В каждой песне должно быть маленькое путешествие. Разделите вашу песню на уровни от 1 (констатация факта, наблюдение) до 5 (предельный накал). Песня, в которой от начала и до конца только один уровень, встречается крайне редко. Определите, где 1 (обычно в начале) и где 5 (обычно в конце), и распределите остальные цифры и идите по ним. Не начинайте с 5, если герой еще не дошел до такого уровня эмоционального накала. Иначе вам некуда будет расти.
Соотносите себя с эмоциями в песне
Спросите себя, что именно вынудило героя спеть эту песню, подумайте, какие эмоции это вызывает у вас. Что в похожей ситуации почувствовали и сделали бы вы? Как это отразилось бы в вашем теле, в вашей речи, в вашем состоянии.
Не опоздайте на поезд
У песни всегда есть пульс. Песня находится в движении. В песне всегда должно быть стремление приоткрыть следующую мысль, следующее высказывание, следующее чувство. Песня не должна быть статична. Раскручивайте сюжет вперед с каждым новым действием в песне.
Задавайте себе вопросы
Постоянно спрашивайте себя, что хотел сказать композитор/либреттист, когда написал ____, что имеет в виду персонаж, когда говорит ____, о чем говорит музыка, когда в ней звучит ____. Внимательно слушайте музыку, пытайтесь разобраться, какое состояние стремится передать композитор и какие подсказки дает. В тексте также придется покопаться. Разберитесь, почему герой произносит именно те слова, которые произносит, прежде, чем их озвучивать.
Думайте о зрителе
Подумайте, в какое состояние композитор или либреттист хочет погрузить зрителя через вас. Почему ваш герой снова обращается к зрителю. Связывайте все ваши актерские находки со смыслом песни.