Найти тему
Автоэстетика

Первые аэродинамические кузова, сделанные "по науке"

До того как стать важным человеком в дизайне автомобилей довоенной эпохи, Поль Ярай, еврей венгерского происхождения, проектировал гидросамолеты на авиастроительной фирме Flugzeubau, а после занимался аэродинамикой дирижаблей на знаменитом Luftschiffbau Zeppelin. И, видимо, исследования в цеппелиновской аэродинамической трубе подтолкнули его проработать этот вопрос в автомобильной сфере.

Поль Ярай (Paul Jaray)
Поль Ярай (Paul Jaray)

Изучая обтекаемость воздухом дирижаблей, Ярай понял, что каплевидная форма легче пронзает плотную среду (воздух на большой скорости можно назвать плотным, его сопротивление надо преодолевать), чем, к примеру, цилиндрическая или шаровидная.

-3

Дело не только в округлой передней части, воспринимающей лобовой поток. Сзади, при движении объекта через среду, образуется разреженное пространство, как бы нехватка этой плотной среды, - и оттого что воздух стремится занять это пустое место, возникают завихрения, которые дополнительно тормозят движущуюся форму. Поэтому сзади необходим хвост – плавное утончение формы.

8 сентября подает в берлинское Бюро изобретений просьбу о патенте (которая, однако, была удовлетворена только в 1926-м, когда он вовсю уже проектировал машины) на изобретение аэродинамического кузова.

Изображения из патента Поля Ярая
Изображения из патента Поля Ярая
Изображения из патента Поля Ярая
Изображения из патента Поля Ярая
В коротком описании говорилось:
"Нижняя часть кузова имеет форму половины каплевидной формы и покрывает шасси с колесами, моторный отсек и пассажирский салон. Нижняя поверхность ровная и проходит параллельно площади пола. На основной части кузова устанавливается более узкая верхняя каплеобразная форма, изготовленная по металлическому каркасу, спроектированному по шасси”
Изображения из патента Поля Ярая
Изображения из патента Поля Ярая

В этом была революция - в том плане, что подавляющее большинство автомобилей выглядело тогда так:

1921 Auburn Beauty Six
1921 Auburn Beauty Six

И проектировались они без учета какой-либо аэродинамики, во главу угла ставилась простота изготовления и некоторый момент унификации.

В 1922 году Ярай построил три первых автомобиля – это были три первых автомобиля, построенных по правилам аэродинамики, в частности без выступающих крыльев и с кузовами, похожими по объемам на то, что мы привыкли видеть на улице.

-8
-9
-10

Шасси были взяты Ley T6, Audi K 14/50 PS и Dixi. Завод Ley кроме этого автомобиля (который почти не оставил следа в его истории) известен тем, что его Лорелеи побеждали в автоконкурсах в царской России, и один из них был даже приобретен Сергеем Рахманиновым. А марка Dixi, впоследствии превратится в известный всем BMW.ey T6

Ley T6
Ley T6
Audi K 14/50 PS
Audi K 14/50 PS
Dixi 6/24 PS
Dixi 6/24 PS

В 1923 был построен еще спортивный вариант кузова на шасси все того же Ley T6, и он даже занял 2 место в классе II, на гонках, Kassel-Wilhelmshöhe, в том же 23 году.

Ley T6, гоночный автомобиль
Ley T6, гоночный автомобиль
Ley T6, гоночный автомобиль
Ley T6, гоночный автомобиль

Существует так же фото некого автомобиля, указанного как Opel. Больше информации про него я не нашел.

Предположительно, шасси Opel
Предположительно, шасси Opel

Вообще, как видите, автомобили очень похожи друг на друга. Я сначала даже думал, что это один и тот же автомобиль. И это неудивительно – Ярай, очевидно, воплощал в жизнь идею, а внешняя, товарная сторона дела его интересовала мало. Это становится очевидно далее, когда в 1938 году он будет участвовать в создании Adler Trumpf Rennlimousine. Адлер имеет ту же форму, что и Лей, но с более динамичными пропорциями!

Ley T6 (1922) и Adler Trumpf Rennlimousine (1938)
Ley T6 (1922) и Adler Trumpf Rennlimousine (1938)
Dixi 6/24 PS (1922) и Adler Trumpf Rennlimousine (1938)
Dixi 6/24 PS (1922) и Adler Trumpf Rennlimousine (1938)

Автомобили получились с очень неплохим коэффициентом поперечного сопротивления – 0,29 – 0,30 – даже по меркам нынешних автомобилей! Это давало не только экономию топлива, но и увеличило скорость.

Например, максимальная скорость Audi K-Type с заводским кузовом составляла 95 км/ч., а с кузовом Ярая он легко достиг 130 км /ч.

Audi K-Type с заводским кузовом и кузовом Ярая
Audi K-Type с заводским кузовом и кузовом Ярая

Шасси были оставлены без изменения, а кузов, согласно патенту, изготовлялся заново по металлическому каркасу. Фары - если не ошибаюсь, впервые, - утоплены в кузов. Плоское лобовое стекло было заменено на несколько секций, дававших панорамный изгиб. Думаю, в силу величины стекла, так как изгиб собирался из плоских секций, двери для входа были сдвинуты на середину. Так же можно заметить, что диски со спицами были заменены на цельные - так же для улучшения аэродинамики.

Ley T6
Ley T6
-21
-22

Сзади появился фирменный "хвост", который скоро был признан неудобным в производстве, неудобной для использования частью машины:

Ley T6 (его кадров сохранилось больше других)
Ley T6 (его кадров сохранилось больше других)

Цифры цифрами, но консервативная общественность назвала Лей Т6 уродливым, а автопроизводители не загорелись желанием строить подобные кузова.

Ley T6 (его кадров сохранилось больше других)
Ley T6 (его кадров сохранилось больше других)
Ley T6 (его кадров сохранилось больше других)
Ley T6 (его кадров сохранилось больше других)

Ярай появился слишком рано со своим предложением, эпоха стримлайнов – отчасти начатая им – начнется чуть позже. В 30-х многие автофирмы будт использовать его патент (законно или не очень), Chrysler и Peugeot заплатят ему за использование идеи в кузовах Airflow и 402, а Tatra будет первой, кто внедрит эти принципы в серийное производство.

Maybach SW35 Stromlinie, разработанный Яраем, представлен на Парижском автосалоне:

-26

Собственный автомобиль Ярая на шасси Мерседеса, 1933 год:

-27

И еще два автомобиля, спроектированные по его принципам в 30-х.

Audi Front:

-28

и BMW 327:

-29

Ну и, конечно, Tatra :

Tatra 77
Tatra 77

Еще:

Моя статья про Adler Trumpf Rennlimousine (1938)