Ещё раз ненадолго вернёмся к убранству Главного храма Вооружённых сил России в парке патриот. Поговорим о теме одной из больших картин, украшающих храм.
Моё внимание привлекла одна из мозаик, посвящённых обороне Москвы 1941 года, точнее ‒ известной истории об облёте Москвы самолётом с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы 8 декабря 1941 года по личному приказу Сталина.
Давайте попробуем понять, является эта история легендой или же имеет под собой историческую основу. На мозаике изображена именно Тихвинская икона, а не какая-то иная. Вы можете сами в этом убедиться, сравнив мозаику с изображением иконы. Да и в подписи под мозаикой написано то же. Согласно канону, икона написана либо евангелистом Лукой, либо по повелению Константинопольского патриарха Германа в VIII веке.
Историю о том, как 8 декабря 1941 года произошел облёт Москвы с этой чудотворной иконой, сообщил историк Православия Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия» (2008), ссылаясь на книгу «Сорок сороков» П. Г. Паламарчука (1992):
Изрядно смутившийся Сталин […] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин.
Эту же историю писатель и священник Николай Блохин включил в свой роман «Рубеж» (2015), а в интервью подтвердил, что она основана на реальных событиях:
Историю эту я услышал от главного участника события Маршала авиации А.Е. Голованова. Было это летом 1952 года. Мой отец работал мастером-наездником Московского ипподрома. В один из дней на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители, маршал Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя […] подтвердил рассказ главного маршала авиации.
Была жуткая метель … Сталин сказал, что погода очень хорошая, а станет еще лучше […] Но ему дали очень интересных пассажиров: священника с иконой и тремя женщинами […] Батюшка говорит еще круче: «Слушай, сынок, нельзя ли в полете, это самое, чтобы двигатели твои работали потише и не мешали пению?» Голованов не выдержал и рассмеялся.
Взлетели. И вдруг Голованов заметил, что в самолете необычайно тихо. Посмотрел: моторы работают. А шума нет! Ясно слышны голоса священника и певчих […] А по радиосвязи голос из Кремля: «Саша, сделай погромче» […] Голованов рассказывал: «Смотрю, […] а впереди все видно до самого горизонта». Самолет летел светлым тоннелем, вокруг которого бушевала непогода.
В этом контексте упоминается Тихвинская икона, но не оригинал, а один из старинных списков. Сама чудотворная икона в 1941 году уже была изъята из тихвинского Успенского собора и находилась в краеведческом музее, где и встретила день оккупации Тихвина немцами 9 ноября 1941 года. Перед приходом Красной Армии икона была вывезена в Ригу, а в 1945 году оказалась в американской зоне оккупации в Праге. Дальше икона хранилась в Чикаго, пока в 2004 году не вернулась в Тихвин.
А упоминаемый в рассказах список для облёта был взят из Тихвинского храма в селе Алексеевском. Это известная церковь на проспекте Мира рядом с метро «ВДНХ». Храм не закрывался и работал все годы советской власти.
Список Тихвинской иконы является главной святыней, он находится здесь с момента освящения храма в 1680 году. Облёт и спасение Москвы 1941 года считается самым значимым событием в истории этого списка.
В контексте облёта также упоминали Владимирскую или Площанскую иконы Божьей Матери. Но Владимирская икона ещё в июле-августе 1941 года эвакуирована в Новосибирск вместе со всей Третьяковской галереей, а Площанская была до войны передана приходу раскольников-обновленцев в Севске Брянской области и во время войны исчезла.
Иерей Николай Савченко в своей статье «Был ли облёт Москвы с Тихвинской иконой 8 декабря 1941 года?» приводит множество доводов, доказывая, что вся история является вымыслом. Он анализирует и архивные данные о погоде, и состав экипажа самолёта, и установленные в нём радиостанции, и состояние здоровья Голованова, и отношения Сталина с подчинёнными, и многое другое. Он даже припоминает деда Маршала Голованова ‒ террориста Кибальчича, участника убийства Александра II. Подводя итог, автор статьи категорически отрицает как факт облёта Москвы Тихвинской иконой, так и версию о том, что Сталин после нападения немцев внезапно уверовал в Бога. С иереем солидарен историк РПЦ Михаил Шкаровский.
Впрочем, всё это не помешало военным храмостроителям поместить на одну из стен строящегося собора большую мозаику, и даже портрет самого «вождя народов», пусть и стыдливо ‒ в виде плаката на демонстрации. Вот так, прямо на наших глазах, появляются и закрепляются религиозные мифы. Часто ‒ вопреки мнению здравомыслящей части священнослужителей и историков Православия.
Вывод таков: был или не был по приказу Сталина выполнен облёт Москвы с иконой 8 декабря 1941 года ‒ исключительно вопрос личной веры. Фактом является лишь то, что Москву тогда удалось отстоять.
Ссылки: