Одна короткая встреча. Молодой англичанин, волею случая и автора текста, оказавшийся в Ленинграде на самом закате Советской эпохи. Молодая девушка, случайно оказавшаяся у него на пути. Кто она? Он не знает. Она тоже вряд ли представляет, кто он.
Отрывок из повести Ю_ШУТОВОЙ "Ловцы чудовищ". (Другие тексты Ю_ШУТОВОЙ можно читать на сайте:
Уже раздевшись, встряхнув джинсы, Рэй увидел, как из кармана выпал и покружившись, лег на ковер маленький бумажный клочок. «Марина, ее телефон. - Позвони. - Позвоню. А и правда, позвонить, что ли. Сколько там времени-то?» Он посмотрел на часы, около часа ночи. «А, попытка — не пытка». Он поднял бумажный мятый клочок, расправил и набрал номер. Гудки... Гудки... Он уже собирался повесить трубку.
- Алло?
-Алло, Марина? Это Рэй.
- А...
Что говорить дальше, он, честно говоря, не придумал и сейчас как-то подвис, замолчал.
- Чего хотел-то?
- Может приедешь ко мне?
Она засмеялась:
- Пойдем лучше погуляем.
- Так дождь же.
- Нет, это не дождь. У нас в городе это называется влажность 120 процентов. И у меня зонтик есть.
- Ну если зонтик, тогда ладно, где встретимся?
Выйти на улицу сейчас посреди мутно-прозрачной ночи, сеющей мелкие слезы дождя, показалось ему забавным. Прогуляться по пустым улицам с этой случайной девушкой, такой странно-противоречивой, рассыпающейся на образы, как картинка из разноцветных стекляшек в калейдоскопе.
Почему бы и нет.
- Ты же в Прибалтийской живешь? Выходи к заливу на набережную через полчаса. Я подъеду.
- О' key.
***
- Ну какая тебе разница, кто меня подвез, муж, брат, сват. Вот я с тобой! Как ночь нежна! Там где-то властвует луна... Нет, кажется, еще не властвует.
Рэй стоял один на абсолютно пустой набережной позади гостиницы. Фонтан, вокруг которого бегали днем дети, сейчас не работал. Рэй прошел мимо него и подошел к ступеням, что спускались прямо к воде залива. Услышал шум подъезжающей машины, обернулся. Это была темная легковушка, вся из кубов-углов, похожая на старый фиат. Машина остановилась прямо перед ним. Оттуда вылезла Марина, он сразу узнал ее. Хлопнула дверца, машина развернулась и уехала. Девушка подошла к Рэю:
- Привет, дорогой.
Не придумав ничего лучше, Рэй спросил, кто ее подвез, все-таки ночь давно на дворе, а приехала она не на такси. Она стояла перед ним, улыбаясь, на этот раз одетая в длинный ярко-оранжевый тренч, перетянутый кожаным широким ремнем с затейливой пряжкой. На голове намотан то ли платок, то ли тюрбан бирюзового цвета. «Яркая, как птица африканская, как ее, якана что ли».
- Ты яркая, как тропическая птица.
- Ага, - она сказала еще что-то по-русски.
Он не понял:
- Что?
- Я как... Не знаю, как совсем точно на английский перевести, у нас в сказках — огонь-птица или горячая птица, примерно так. Она вся горит-сверкает, но и жжется тоже, будь здоров. Кстати, зонтик я забыла. Но и дождь вроде перестал.
Двинулись вдоль черной спокойной воды. Она едва плескала, облизывая камни набережной. Справа тянулись серые дома, окна в них были темными. Где-то чуть впереди из-за их крыш поднималось призрачное зарево света, золотым размытым куполом уходя в небо.
- Что это там светится?
- Там новая общага универа. Она никогда не спит. Сейчас дойдем, сам увидишь.
И действительно, пройдя метров триста, они вышли к огромному пустырю. Влево пустырь переходил в замусоренный строительными остатками песочный пляж, а справа высились е корпуса, явно новые, современные с огромными панорамными окнами, глядящими через спящий залив. Окна светились, одни меньше, другие больше. Но жизнь за ними явно не прекращалась и сейчас.
- Дальше не пройдем, ноги на этой помойке переломаем. Надо на улицу выйти.
Они свернули вправо, обошли корпуса общежития и пошли дальше под едва шелестящими молодыми деревьями.
Неожиданно для себя Рэй начал выкладывать Марине всякие случаи из своей жизни, их с Барни приключения. Но рассказывал все же осторожно, не выходя из навязанного образа киношника, вместо «ловили» говорил «снимали», вроде как ловили другие, а они снимали.
- Представляешь один мужик богатый решил для своего зоопарка личного купить чупакабру.
- Кого?
- Ну, чупакабру... Неведомый науке зверь, хищник. Еще фильм такой был, не помню название, «Не хочу верить» или «Верю — не верю», как-то так, ты не могла его видеть. Там агенты ФБР, парочка, по Латинской Америке бегают, ловят чупакабру.
- Поймали?
- Да. То есть, в кино - нет, не поймали, а на самом деле - поймали, только в Пуэрто-Рико. А мы потом передачу делали. Так вот, на юге Пуэрто-Рико есть место одно, Кабо Рохо называется, и там ферма "Матильда". Хозяйка среди прочего сельхознабора держит коз, их там все держат, холмы, трава, козы сами гуляют круглый год, привяжи к ноге веревочку, она и пасется. И стала хозяйка фермы жаловаться, что у нее козы пропадают. То одна, то другая. Только веревочки к колышку привязанные остаются и пятна крови. [...]
- Ну и какая она, эта чупа... кто? Чупакабра? Ты сам-то ее видел?
- Видел конечно. Мы снимали и на ферме, и у этого чудака с зоопарком. Она страшная. Размером со среднюю собаку, не самую крупную, ну как сеттер, например. Сама тощая, спина выгнута как у борзых, а голова — сплошная пасть, зубищи ого-го, она коровью берцовую кость на раз перекусывает. Глаза круглые навыкате, уши острые большие, в темноте живет, в пещерах, больше на слух и нюх полагается.
- Красотка!
- Да, и шерсти у нее почти нет, голая как поросенок.
- Лысая?
- Ну да. И хвост — длинный и голый как у крысы. Она вообще больше всего на тощую длинноногую крысу похожа.
- Забавный, должно быть, зверек.
Так дошли они до какой-то маленькой речки, запертой в бетонную набережную. Снова пошел мелкий дождь. Из неоткуда. На небе вроде бы и туч не видать, было оно однотонно серым. Лунный серп высунул свой любопытный нос и отразился длинной желтой размазней в рябой воде.
- Может все же пойдем ко мне, в гостиницу в смысле. Можно в бар зайти.
- А пойдем. И в бар зайдем. Там у вас на восьмом — хороший бар, круглосуточный. И пиво «Рижское», настоящее.
Теперь они уже не гуляли, а шли целенаправленно, торопливо, боясь промокнуть. Хотя нет, чего тут бояться-то, дождик почти летний. Просто торопясь.
Рэю казалось, что он торопится привести Марину в гостиницу, в бар, пока она не передумала, а там.., а там, как пойдет. А что было в голове у этой не вполне понятной ему девушки, он даже не пытался узнать.
Под конец они уже бежали, она держала его под руку, и так в одной связке-упряжке они скакали по лужам, смеясь и сбиваясь с дыхания. [...]
***
Рэй проснулся как всегда резко и сразу. Времени много не прошло, и все еще было то же самое утро, из-за сдвинутой шторы несмело заглядывал в комнату лоскут серого непросохшего неба. Когда он вышел из душа, на ходу вытираясь мягкой махрушкой, девушка уже не спала. Он натолкнулся на ее неподвижный протяженный («не сморгнет») взгляд.
- Привет, дорогой, - сказала она как и вчера, но уже без улыбки, без той сочной яркости, что так привлекала его.
Она смотрела на него так, как будто видела его каждый день, уже давно привыкла к нему, Вот он вошел в поле зрения, но не наполнил его, не заполнил собой смысл ее существования этим ранним утром.
Вчера, запыхавшись после бега под моросящим дождем, они влетели в гостиницу, поднялись на восьмой этаж, но оказалось, что бар, вот именно сегодня, в честь их визита, собирается закрываться.
И что теперь?
- Дайте нам две бутылки.., нет, дайте нам четыре бутылки «Рижского».
Ого! Не много ли?
Нет, в самый раз. И, есть что-нибудь, ну, там бутерброды какие-нибудь? Нет? Не может быть...
А пирожки остались? Вот эти? Этот с чем? С капустой? А этот? С мясом, круто. Давайте все. Да, все... оба.
Большое спасибо. И шоколадку тоже. Спасибо.
И все это быстро, не задумываясь, а что тут думать, сейчас закроют.
И в номер...
Марина выскользнула из-под одеяла, пошла в душ. Тело ее плавно огибало, будто обтекало препятствия, угол кровати, стул с кучей тряпок, брошенную на пол сумку Рэя. Спокойная («успокоенная или упокоенная?») грациозность длинноногой птицы. Ему вспомнилась слышанная или читанная когда-то где-то фраза о райском раскрепощении: «Они были наги и не подозревали об этом».
Позже она сидела в кресле и зашнуровывала свои армейские ботинки.
- Почему ты носишь солдатские берцы?
Марина потянула за шнурки, подняла ногу, покрутила носком черного башмака:
- Говнодавы — писк сезона. Элегантные и аскетичные.
Уже надев свой яркий как апельсин плащ и намотав бирюзу на шею, она спросила:
- Я позвоню?
- Да, конечно.
Она набрала номер, подождала совсем не долго, как будто на том конце ждали ее звонка, вот прямо в семь утра, (Рэй посмотрел на часы) даже еще без четверти семь и ждали, быстро что-то сказала в трубку, рассмеялась негромко.
- Я пойду.
- Я провожу?
- Да не нужно, меня встретят. Пока.
- Ну, пока.
В дверях номера она обернулась к Рэю, коротко и сухо поцеловала его в щеку, как клюнула. («птица, птица райская...»).
Полный текст повести Ю_ШУТОВОЙ "Ловцы чудовищ":