Война, начатая Германией, вернулась на немецкую землю, ибо кто сеет ветер пожнет бурю. То, что уцелело в боях 1944-45 года, союзники поделили на зоны оккупации.
Группа советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ) была создана после безоговорочной капитуляции Германии, на основании Директивы Ставки Верховного Главнокомандования № 11095 от 29 мая 1945 года.
В частности Директива определяла переименование в ГСОВГ с 24.00 10 июня 1945 года 1-го Белорусского фронта, а командующий войсками фронта маршал Жуков должен был именоваться с этого момента Главнокомандующим Группы советских оккупационных войск.
Дополнительно в состав группы вошли еще соединения из 2-го Белорусского фронта (2-я Ударная, 49-я и 70-я Армии, 1-й Гв. танковый корпус), части 13-й Армии 1-го Украинского фронта, находящиеся на территории Германии, надлежало сменить к 6 июня 1945 года. На укомплектование ГСОВГ шли также расформированные управления 13 стрелковых корпусов и личный состав расформированных дивизий ( всего 45). В оперативном подчинении Командующего ГСОВГ оставалась Днепровская военная флотилия и 1-я Армия Войска Польского (в составе двух пехотных дивизий).
Встал вопрос об обеспечении всей этой массы войск продовольствием. В разрушенной стране с продуктами питания было явно сложно, обеспечивать войска за счет местных ресурсов было физически невозможно, кроме того это было неправильно с политической точки зрения. Предстоящие сложности в отношениях бывших союзников уже были очевидны для всех, нужно было налаживать мирную жизнь на занятой советскими войсками территории, обеспечивая как-то лояльность населения в разумных пределах. Изымать скот и продукты питания у немцев запрещалось категорически. Снабжать же Группу за счет поставок с территории СССР было уж как-то совсем за гранью - страна голодала, разрушенное народное хозяйство еще только предстояло восстанавливать.
В то же время имелось достаточно бесхозных земель сельскохозяйственного назначения, кроме того, в рамках действующей политической линии вполне допускалось изъятие землевладений крупных собственников. Так что выход из сложной ситуации напрашивался сам собой - подсобные хозяйства при воинских частях с привлечением для работ вольнонаемных из числа репатриируемых граждан СССР (широко распространенная практика, их привлекали также на добровольной основе к работам в системе Особторга и на других работах в сфере обслуживания) и местных профессиональных кадров - прежде всего ветеринаров, специалистов в области сельского хозяйства и пр.
13.06.1945 вышло Постановление военного совета ГСОВГ за подписью маршала Жукова и генерал-лейтенанта Телегина, определяющий порядок создания такого рода хозяйств и их плановые показатели.
Подсобные хозяйства должны были быть созданы при каждом полку, отдельном батальоне, учреждении (госпиталь, склад, лазарет и пр.) на базе государственных и бесхозных земель в районе дислокации указанных частей или учреждений. Также документ допускал использование угодий "юнкерских" хозяйств, к которым относились все, с площадью полезных земель более 200 Га. Выделение посевных площадей необходимо было согласовывать с местными органами власти. Допускалась (опять же по согласованию с местными органами власти) закупка поросят у местного населения, а изъятие скота для обеспечения поголовья подсобных хозяйств запрещалось категорически. Скот надлежало перевести на баланс подсобных хозяйств с баланса Интендантского управления.
Каждое полковое подсобное хозяйство получило план на сдачу мяса - 4 тонны живого веса за 1945 год и 20 тонн за 1946 год. Все излишки допускалось пускать на улучшение снабжения собственного личного состава. Армейские фермы (подсобные хозяйства) восточнее Одера после уборки урожая в 1945 году надлежало передать польской стороне.
Ветслужбу Группы обязали контролировать состояние поголовья и не допускать забой ненабравшего вес молодняка. Обеспечение скота кормами также ложилось на плечи начальников подсобных хозяйств после первоначальной поддержки со стороны интендантских служб в 1945-м году - для этих целей выделялись необходимые площади под посев.
Уборке урожая 1945 года было посвящено отдельное Постановление - № 105 от 15 июня 1945 года.
Оно еще раз определяет источники обеспечения продуктами сельского хозяйства советских войск и местного населения - только ресурсы Германии. А для этого "Военным советам армий, командирам частей и подразделений, военным комендантам считать уборку урожая 1945 года на оккупированной советскими войсками территории Германии одной из главнейших задач".
Полагать, что немецкое население будет просто наблюдать, как солдаты армии-победительницы работают в полях, обеспечивая Германию продуктами, было бы наивно. Это позже начали "за международный престиж" кидать разным людоедским царькам миллионы "за социалистическую ориентацию", а в 1945 году все было по справедливости и военные коменданты получили право при необходимости проводить мобилизацию городского населения на уборку урожая и посевную. На случай возможного саботажа вопрос решался просто - кто не работает, тот не ест, в смысле выполнил план - получил питание по норме № 3, не выполнил - по норме № 4 (пониженной). Соответствующие единые нормы выработки и расценки для немцев и советских репатриантов поручалось разработать Начальнику Сельхозуправления полковнику Бегутову и Начальнику финансового отдела полковнику Дутову. Урожай с бесхозных земель поступал в исключительное распоряжение соответствующих органов ГСОВГ и подлежал строжайшему учету, вместе с тем хозяйства, не имеющие достаточных ресурсов для уборки урожая с собственных угодий, могли рассчитывать на помощь советской администрации людьми и техникой на возмездной основе (оплата исключительно продуктами сельского хозяйства).
Впрочем "сельскохозяйственные" Постановления Военного Совета ГСОВГ всего диапазона вопросов не закрывали. Мирное время возродило к жизни темы, на которые еще год назад неприлично было даже говорить - не до этого было.
Постановление военного совета ГСОВГ № 100 от 13.06.1945 касалось уже... ресторанного обслуживания в Берлине и работы продуктовых магазинов. Продажа - за рейхсмарки и оккупационные марки.
Для обслуживания офицеров и членов их семей в городе Берлине по тексту Постановления надлежало открыть один магазин "Особторга" по адресу Берлинер Аллее 46 и два ресторана по адресам Берлинер Аллее 211 и Самаритерштрассе 8. Магазин работал с 12 до 20 часов, ресторан - с 13 до 23 (ни грамма с утра!). С 25 июня предполагалось открыть еще один ресторан.
Персонал предполагалось набирать, как уже было сказано, из числа репатриантов и командированных из СССР специалистов необходимого профиля. Для охраны магазина и ресторанов назначались круглосуточные посты.
Соответствующий прейскурант также утвержден лично маршалом, ни много ни мало (см ниже), чтоб тыловые живчики не развернулись слишком уж рьяно.
Продолжение следует.