Найти в Дзене

Уникальная кинохроника боёв за Кёнигсберг

На канале Российского государственного архива кинофотодокументов опубликованы отрывки кинохроники 1945 года, снятые в ходе штурма Кёнигсберга.

Кто-то посмотрит и скажет, наверное: «А что тут уникального, подобного уже много показано?», и, в какой-то степени, будет прав. Не только самой широкой публике, да и большинству историков эта хроника мало что даёт нового. Уникальна же она тем, что мы точно знаем — эти кадры сняты именно в 1945 году и именно в Кёнигсберге. А это очень важно непосредственно для тех, кто занимается исследованием этого периода Второй Мировой войны.

Бои в Восточной Пруссии шли очень долго (с 16-го октября 1944-го по 25-е апреля 1945-го) и стоили Красной Армии больших потерь.

Штурм Кёнигсберга составил лишь небольшую часть всех боевых действий. При взятии столицы Восточной Пруссии Красная Армия потеряла 18 064 человек (из них 3506 убито и 215 пропали без вести).

Немцы потеряли в Кёнигсберге по советским данным 93 853 пленными и около 42 тысяч убитых. Точных данных немецкой стороны о потерях нет, но общая цифра в 130 тыс. потерь не вызывает сомнений.

Надо заметить, что Кёнигсберг защищало 28 617 человек (это боевой состав), против 100 тыс. человек Красной Армии при абсолютном нашем превосходстве в технике. Качество войск Вермахта уже было крайне низким, в шести дивизиях и отдельных подразделениях, защищавших город, почти половину составляли легкораненые, инвалиды, старики и подростки. При этом разница в боевом составе и потерях легко объяснима. При боевом составе менее 30 тыс. общее число военнослужащих составляло около 47 тыс. А в плен ведь брали не только тех, кто с винтовкой сидел в окопах, но и кто в штабе на машинке печатал. Также в городе находилось много госпиталей с большим числом раненых солдат: только перед самым штурмом поступило около 10 тыс. легкораненых.

А в плен ведь брали ещё и всех государственных служащих Третьего Рейха, да и просто жителей, причём не только мужского пола. Вот с учётом всего этого и получаем итоговые цифры.

Казалось бы, баланс потерь в нашу сторону (20 против 130), но это если считать сухие цифры. А ведь каждый из этих двух десятков тысяч был чьим-то дедом или прадедом. И немало будет тех, кто станет вглядываться в кадры кинохроники, пытаюсь узнать знакомые черты.

Конечно, весь размах и жестокость штурма Кёнигсберга кинохроника передать не может, такова её специфика. Она показывает войну с близкого расстояния, не дивизии и полки, а конкретных бойцов и командиров, не танковые армии, а танки.

Не знаю, что увидят историки, изучающие бои в Восточной Пруссии, сам я именно этим периодом не занимаюсь. Но я в первую очередь обратил внимание на технику. Это ведь не в музее смотреть, в бою всё иначе выглядит, и сразу порой не узнать.

Вы узнаете эту пушку? А это ведь знаменитая «сорокопятка», правда уже модификация 42-го года с более длинным стволом.

45-мм противотанковая пушка обр. 1942 года ведёт огонь.
45-мм противотанковая пушка обр. 1942 года ведёт огонь.

А это «полковушка», но 1943 года.

76-мм полковая пушка обр. 1943 года ведёт огонь.
76-мм полковая пушка обр. 1943 года ведёт огонь.

А вот это более редкая боевая машина, 122-мм самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122С. Её легко узнать по дульному тормозу на пушке, что собственно и было её главным отличием от предыдущей ИСУ-122. На ИСУ-122С ставили танковую 122-мм пушку, аналогичную той, что вооружали танки ИС-2.

Самоходные установки ИСУ-122С.

Кадры, которые меня более всего заинтересовали. Не берусь биться об заклад, но мне кажется, что тут мы видим работу реальной штурмовой группы. Причём на переднем крае. Едва ли в другой обстановке кто-то стал лазать по стене на второй этаж. Возможно, что немцы могли быть и в самом доме, не случайно автоматчики держат окна на прицеле. А уж то, что с другой стороны дома всё простреливалось, можно смело предполагать.

Так что, снимая эти кадры оператор реально рисковал жизнью. Прилетела бы мина и он бы пополнил список кинематографистов, павших в боях.

Действия штурмовой группы

Я не буду пересказывать содержимое всей кинохроники, её можно целиком посмотреть на канале Российского государственного архива кинофотодокументов.

А вам так же рекомендую мою статью:

Фильм «Баллада о солдате» глазами историка