Внимание! В рассказе - декабрь 2014 года.
Ну что, друзья? Не устали еще паниковать и колебаться вместе с курсом рубля и Центробанком? Давайте лучше слетаем в Улан-Удэ! О самом процессе полета рассказывать не буду - таких рассказов у меня много. Попробую рассказать (и показать, конечно же, в фотографиях), почему рейс в Улан-Удэ, столицу республики Бурятия, один из моих самых любимых!-
Зимний рейс из Москвы в Улан-Удэ для пилотов близок к идеальному - вылетаешь вечером, будучи еще достаточно бодрым. Затем пять с половиной часов полета, в основном спокойных, ничем не примечательных - грозы остались где-то летом, и лишь редкая болтанка делает полет не таким скучным, как обычно. К утру, то есть, ко времени посадки, начинаешь клевать носом, но взбадриваешься на заходе, который имеет свои бурятские нюансы и отличия от стандартных простецких аэропортов (вроде моего родного Барнаула). После чего встречаешь рассвет и, всего лишь через "двадцать минут страха "(поездка по Улан-Удэ на микроавтобусе это то еще приключение!), прибываешь в самый центр, чтобы закинуться нехитрым завтраком гостиницы "Бурятия", и заваливаешься спать.
В общем, за один полет, пусть даже ночной, не успеваешь особенно устать. В упомянутый выше Барнаул (и в более дальние Красноярск, Абакан и иже с ними) московские рейсы выполняются "разворотом" - то есть один и тот же экипаж выполняет полёт Москва-Барнаул, забирает местных пассажиров и, "вставив спички в глаза", доставляет их в столицу. Вот это уже "то удовольствие", скажу я вам! Примерно в 4-5 утра по московскому времени (то есть, базовому времени для экипажа), что в этих рейсах приходится на наиболее монотонную часть полета - полет на крейсерском эшелоне, начинает "срубать" - спать хочется! . Полет на эшелоне сам по себе монотонен, скучен и, конечно же, глаза начинают слипаться, голова предательски клониться и мозг периодически проваливается в сон.
У пилотов Ту-154 одной из любимых баек была следующая история: "Приходит к командиру эскадрильи рассерженный командир и в сердцах кидает:"Всё, Петрович! Отказываюсь летать с этим экипажем! Небезопасно! Представляешь, летим обратно, я просыпаюсь - а ОНИ ВСЕ СПЯТ!!!"
Да вот только это не байка. Однажды и я был свидетелем подобной ситуации, работая вторым пилотом на Ту-154: вылетели рано-рано из Нового Уренгоя в Москву, быстренько забрались на эшелон, я углубился в заполнение бумажек разных. Работа второго пилота - очень ответственная! Ошибешься в заполнении задания на полет - жди вызова на задушевную беседу!
Заканчиваю писанину и... замечаю, что вырубился не только командир, но и бортинженер со штурманом тоже. Последнему вообще не позавидуешь - его место на Ту-154 даже для бодрствования неудобно, а уж для сна... Не стал коллег тревожить (чувствовал себя достаточно бодрым, никаких особенностей в полете не было), и минут сорок мы летели в такой вот "конфигурации".
Вообще, на Туполе было куда проще в этом плане, чем на современных иномарках. Всё ж четыре человека в кабине это не два. И вполне обычной практикой было подремать пилотам на эшелоне, пока штурман управляет самолетом - да-да, он вполне сносно управлял автопилотом. Официально, конечно же, считалось (да и сейчас далеко не все местные конторы ввели процедуры контролируемого отдыха на рабочем месте), что летчики в полете спать не имели право. Мол, если соблюдается предполетный отдых и нормы рабочего времени, то и пилот будет свеж, бодр и счастлив в любую отдельно взятую минуту полета. Поэтому - не спать! Даже шторками запрещено было закрываться от слепящего утреннего солнца!
Сначала сами летчики - опытным путём, затем теоретики-доктора и прочие светила физиологических наук определили, что при выполнении длительных ночных перелетов гораздо лучше подремать хотя бы минут десять, чем душить организм кофе с сигаретой, дышать кислородом, или мотать головой, пытаясь прогнать соблазнительную дрему... Знаете - бывало, как говорится, "до мультиков" перед глазами - когда совсем невмоготу. Такое состояние пилота безусловно опасное.
Практически невозможно придумать работающий на 100% рецепт быть бодрым на протяжении двенадцатичасовой ночной смены. Да, очень здорово часик-другой полноценно подремать перед выездом на работу - однако, не всегда это, увы, получается. Довольно-таки непросто провалиться в глубокий сон по своему желанию, да и домашние условия не позволяют - попробуй-ка поспи, если у тебя маленькие проказники в семье.
Со временем, конечно же, понемногу привыкаешь, становится проще, чем поначалу, организм начинает приспосабливаться. Я даже знаю некоторых индивидуумов, которые никогда не против летать по ночам, так как с их слов, абсолютно не проваливаются в сон. Вводил я одного такого в капитаны, было много ночных Томсков и прочих Нижневартовсков, и, надо сказать, действительно не видел его дремлющим. Что ж, завидная способность, но всё же это исключение.
***
Тот рейс, фотографии с которого будут мучить ваши глаза в моем рассказе, не был особо примечательным. Состоялся он в конце ноября при прекрасной погоде по всему маршруту. Но только вот каждый мой подход к самолету сегодня ощущается на порядок более волнительным, чем это было год назад, когда я летал по 80-90 часов в месяц. "Офисная" работа значительно урезала количество полетов, а я все же склонен в первую очередь считать себя пилотом, нежели менеджером (хотя в большинстве случаев по моим наблюдениям лётные начальники глядят на вещи иначе).
Устанешь за рабочую неделю от разных рутин, разбирательств очевидного-невероятного с динозавра... людьми, не до конца вышедшими из постсоветского периода (слава богу, значительная их часть ниже по лестнице, в отличие от моей прошлой офисной эпопеи). С этой усталостью и кучей мыслей в голове идешь на вылет, как на Голгофу, однако, уже на входе в штурманскую комнату, где процесс очередного полета начинает раскручивать свои шестеренки, начинаешь потихоньку бодриться, заряжаться позитивной энергией. А когда выходишь на шумный перрон, топаешь по слякоти до самолета, который - ты это чувствуешь! - тебя заждался и безумно рад видеть, в груди мотор начинает биться в совершенно ином ритме!
И, поздоровавшись с зеленым красавцем, ловишь себя на мысли, которую нет сил не произнести вслух: "Черт возьми, КАК я люблю эту работу!!!" Подойдешь к двигателю, осмотришь внимательно и приобнимешь за толстые щеки, прижавшись грудью на мгновение.
И я уверен - мой самолет меня не подведет. Не может! Ведь мы одно целое.
Конечно, каждый новый рейс тебя может встречать разная машина - пилоты не прикреплены к конкретным бортам. Но сути это не меняет. Я люблю всех одинаково - и важные Боинги 737-800, и заслуженных ветеранов-четырехсоток, коих в парке авиакомпании осталось всего два (скоро и они будут выведены). Со всеми нас связывают давние и тесные отношения, различные истории и даже приключения. Но главное - сплошной позитив на выходе!
Я не понимаю пилотов, которые относятся к самолету как к железке (у некоторых стало модно "относиться как к пластмасске" - мол, на пластмассовых самолетах летаем). И тем более, не понимаю тех, кто испытывают страх перед самолетом и полетом, не будучи до конца уверенным в своим взаимоотношениях с огромной птицей. Которые пренебрегают уважением к матчасти, не выполняют обязательные процедуры (особенно, если это те, которые вполне можно выполнить и сделать это достаточно легко и без затрат), гоняют спойлеры на снижении туда-сюда, хотя ситуация этого не требует, жгут лишний керосин, вываливая механизацию и колеса за 50 километров до аэродрома и пилят потом в горизонте... И ладно если это молодой второй пилот, который еще просто не научился. Но ведь есть и "опытные", налетавшие не одну тысячу часов на этом типе и несколько на прошлых. Вот таким даже замечания делать неприятно - заранее знаешь, что в ответ увидишь пустые глаза, совершенно не отражающие небо. Именно от таких "пилотов" постоянно слышишь нытье про маленькую зарплату (на второй крузер не хватает!), кризисы, жалобы на плохое планирование и бесчувственных инструкторов.
Таких в достатке... Но не в большинстве!
И вот это греет душу.
...Пассажиры потихоньку заполняют самолет. Старший бортпроводник в очередной раз подивилась моей просьбе держать дверь в кабину открытой до момента закрытия внешних дверей - ну не готовы они отойти от привычного (еще со времен СССР) требования держать пилотов взаперти - мол, как бы не испугались мужики пассажиров! Но правила поменялись, и теперь любая компания в России может внедрить процедуры "открытых дверей", которые с успехом применяются во всем мире. Однако...
В 2014 году я писал эти строки из Афин. Летели в столицу Греции из Москвы на AEGEAN с посадкой в Салониках. Конечно же, дверь у пилотов была открыта и при посадке пассажиров в Москве, и при высадке в Салониках... Более того, во время стоянки мы зашли в кабину пообщаться с небритыми, но дружелюбными коллегами - и всё это было вполне естественным.
Надо отдать должное российским коллегам - осенью сделал два перелета Аэрофлотам и один Трансаэро - в этих рейсах так же приветствовали входящих пассажиров при открытой пилотской двери, ну а по прилету Капитан стоял в дверях и улыбался прощающимся пассажирам.
Вот такая приветливость мне очень по душе! Уверен, большинству пассажиров тоже.
***
Мой сегодняшний второй пилот из крепких середнячков с подозрением на возможность подняться выше этого уровня. В другой раз я бы без проблем передал ему управление "в обе стороны", но этот первый в зимнем сезоне полет в Улан-Удэ я хочу выполнить сам, а обратно в Москву - пусть летит!
Я уже говорил, что ночью летать довольно скучно. Однако, если землю не закрывают тучи, то в зависимости от пролетаемой местности, можно поглазеть на иллюминацию. Которая может быть весьма красивой, особенно если она обеспечена всполохами молний вокруг да около...
Но зимой у нас гроз (обычно) нет. Так что пялимся на проплывающие под нами в одиннадцати километрах города.
"За бортом нежарко, минус шестьдесят шесть градусов, так что, пожалуйста, не открывайте двери и окна".
Позади три часа полета. Пролетаем мимо целой гурьбы сибирских городов. Среди них и Барнаул, моя Родина. В спину дует неплохой ветер, добавляя почти 130 км/ч в нашу скорость. Скоро залезем на пару эшелонов повыше.
Вот и подлетели к Улан-Удэ. На северо-востоке занимается рассвет... Правда, как будем снижаться, то снова окунемся в ночь и повторно его встретим лишь после посадки, как солнце выйдет из-за гор...
В Бурятии очень красивые рассветы!
Заход на посадку получился стандартно интересным. Как это всегда бывает необходимым для этого выполнения нашего захода в этом аэропорте, пришлось начинать выпускаться чуть пораньше - шасси и закрылки 15 до "третьего", чтобы обеспечить скорость, нужную для предотвращения размазывания предписанной схемы захода, по которой даже при относительно небольшой скорости 165 узлов приходится держать крен около 30 градусов, чтобы идти четко по ней в "третьем развороте". В глиссаде нас ждал попутный ветер, в середине снижения задувавший до 10 метров в секунду, плавно стихнувший к достижению полосы.
В общем, ничего сверхъестественного. Даже легкая болтанка была вполне обычной для данного захода. Закрылки 40, отключение автопилота еще до выхода на предпосадочную прямую, быстрое "вживание" в контур пилотирования, борьба без особенного напряжения с изменчивым ветром, и наш зеленый лайнер мягко, но уверенно касается полосы, вздымая струями реверса накопившийся на ней утренний иней....
Как же это здорово - летать!
Адреналин, как это всегда бывает после посадки, на некоторое время прогоняет сонное состояние. С отличным настроением качу самолет по ВПП на перрон и далее на стоянку, чувствуя, как внутри поднимается удовольствие от проделанной работы. И даже то, что почему-то не хочет запускаться вспомогательная силовая установка, не может испортить настроение - сейчас дорулим и разберемся (разобрались, запустилось).
Провожаю пассажиров у двери в кабину. Снова среди них оказался мой читатель, обратившийся по имени-отчеству, пожелавший всех благ.
А вот и рассвет над Бурятией, которую именуют Солнечной.
...Погрузились в джихад-автобус. Сразу же встречаешь местные "штучки". Удобный выезд - для машин с любым расположения руля... Правда, подъезд к этому выезду никак не организован, водители подъезжают с разных направлений и начинают толкаться.
Зная любовь местных водителей к агресивному вождению, я всегда первым делом ищу ремень и пристегиваюсь - благо микроавтобусы, которые нас возят до гостиницы ими оборудованы. Двадцать минут "страха", пара подрезаний при обгонах, поворот налево из правого ряда (а что, пять минут стоять в скопившейся очереди в левом ряду?) - и мы на месте. По дороге чуть было не стали свидетелями того, как на пешеходном переходе сбивают людей - девушка удачно вынырнула из-под встречной машины и, ничтоже сумняшеся, побежала дальше.
И все это под шансон, разумеется.
Ну прям GTA!
Рассвет разгорается...
Заселение в номер. Не переодеваясь, нехитрый завтрак... Душ...
Спать!
***
Пять часов сна позади. Следующий пункт программы после отсыпания - это конечно же, присмотренная в прошлых полетах местное кафе и вкуснейшее бурятское блюда - буузы (другое название - позы). Собственно, это главное мое пристрастие в рейсах в столицу солнечной Бурятии. Припадаю на одно колено и склоняю голову перед местными мастерами этого, казалось бы, обычного блюда (ну чего тут необычного, казалось бы - мясо в тесте, приготовленное на пару)... Всегда плюс-минус вкусно.
Но в этот раз было плюс-плюс-плюс!
Интерьер за полгода изменился. Вместо намалеванных пивных банок появились милые симпатяги.
Ммм. Очень аппетитно! К слову, без аджики даже лучше! Настоящие бурятские буузы - это сок. Его очень много. Он обжигающе вкусен! Если сравнивать настоящие бурятские буузы, настоящие узбекские манты и настоящие грузинские хинкали, то буузы оставляют конкурентов далеко позади!
Повар превзошел сам себя - выражение "чуть было не проглотил язык" вполне описывает результат трапезы. Под впечатлением от вкусовых ощущений, выходим на променад - следующий традиционный пункт путешествия в Улан-Удэ.
В сибирских городах таких видов достаточно. Но цвета этого вечера такие, что пройти мимо было невозможно. Картина "1 Евро за 5000 руб"*
*Напомню, рассказ написан в Афинах в декабре 2014 года. Как раз в дни, когда рубль резко упал по отношению к мировым валютам.
И тут же возвращаешься в цивилизацию.
Обходим гостинный ряд. Мило!
Дядька всё так же сидит, думая о чем-то своем.
Вот как такую не сбить? Удивляюсь с подобных людей - ну чего стоять на проезжей части, если можно стоять на метр позади?!
Это из той же серии, что, сидя в автобусе у двери, встать с места за остановку до нужной. Ну или бодро всем салоном повскакивать со своих мест сразу после посадки самолета. Господа! Вы что, боитесь, что вас не выпустят???
Выходим на "Арбат". Это улица для прогулок, очень даже респектабельная.
Музей.
Памятник Чехову.
Благодарные жители поставили его вот за этот отзыв в своем ЖЖ о городе (изображен на фреске): "Верхнеудинск миленький городок!" Это все три слова, что написал Чехов об Улан-Удэ. Видимо, он не пробовал местные буузы.
Я не смог не поддержать бардов парой сотен рублей. Хорошо пели: "...знай, это любовь, с ней рядом Амур крыльями мааашет"
Одно из знаковых зданий: "дом со скульптурами".
Еще виды на "Арбат":
Человек, похожий на певицу Валерию, рекламирует новую коллекцию.
Ух ты! Кебабберия!
Подходим к главной площади. Она всё еще выглядит респектабельно.
И патриотично.
Очень скоро здесь будет построен великолепный ледовый городок - настоящее царство новогодней радости! Но единственный в мире Ленин-бурят будет всё таким же грустным.
Следующий пункт программы - это музей сувениров (в здании гостиницы "Сибирь"). По совместительству и магазин сувениров. Но я туда хожу как в музей, ибо он классный. Очень фольклорно!
И даже так. Усатая матрешка:
Ну а дальше - кто куда. Кто-то идет в сауну, кто-то в кино, кто-то спать. Я было думал чуть поужинать (все ж заплачено компанией - надо бы "проесть"), но в гостинице это оказалось невозможным - "покушать" закрывается... в 20:00. Что ж, будем считать это очередным местным колоритом.
Так что, будем спать!
***
В Москве 01:45. В Улан-Удэ 06:45.
По-о-одъем!
Голову под холодную воду. Зубная паста, щетка... Побрился я с вечера, чтобы не тратить на это время. Одеваюсь, прощальным взглядом окидываю комнатенку (не забыл ли чего?) - и спускаюсь на нехитрый завтрак.
В этот раз водитель-камикадзе доставил нас к черному входу на аэродром. Хм. Что-то новенькое - за годы полетов никогда не попадал на перрон отсюда.
Коллеги прилетели из Пекина.
А ведь рейс Улан-Удэ-Пекин открывал я... Запомнился тот полет! Мы прилетели в Улан-Удэ из Новосибирска, и на заходе обнаружилось, что на аэродром надвигается мощнейшая гроза с востока. При этом сильный попутный ветер не позволял выполнить посадку на привычную полосу 26, пришлось выполнять существовавший в местных схемах так называемый "визуальный заход на посадку", который правильнее было бы именовать "заход на посадку с применением кругового маневрирования по предписанной линии пути". Вот это предписанную линию пути мы и выполняли - выруливали традиционную "коробочку" (справа в верхушки горушек били молнии), затем снижались по прямой, как будто заходим на полосу 26. Но в один момент отвернули влево, на небольшой высоте облетели аэродром с юга и красивым доворотом, прыгая на ухабах неспокойной атмосферы, вернули самолет на землю.
И вскоре аэродром накрыла гроза!
***
А вот и наш самолет прилетел.
Здороваюсь с экипажем. Все хорошо, матчасть в порядке. Погода по маршруту нормальная, но в Москве туманит.
Вот и прекрасно!
Над Бурятией разгорается новый рассвет...
Пассажиры в самолете, двери закрыты, самолет цепляют к буксиру, и тот делает вместе с нами почетный полукруг по перрону.
Я еще застал время, когда тягач в Улан-Удэ не возил тебя на точку запуска. Пилоты запускали двигатели на стоянке и своим ходом рулили дальше. Но только вот однажды мой коллега очень хорошо "дунул" в развороте, как раз тогда, когда самолет отворачивал от вокзала - добавил тяги, чтобы самолет двигался. И струи от двигателей разбили стеклянную дверь.
Так что, с этих стоянок нас теперь "катают".
Все улетели!
***
Обратный полет напрягает сильнее. И вроде ты поспал пять-шесть часов... Но проснулся-то ты в два часа ночи по своему биологическому времени. И как раз на полпути ты проходишь через критические 4-5 часов утра, в которые организм начинает клонить твою голову, добиваясь сна во вторую рабочую ночь подряд. Но все же, с этим можно справиться. Если, конечно же, крепко поспал те 5-6 часов.
Не буду дальше тратить много букв. Просто фото и комментарии.
Обычно вы вылетаем из Улан-Удэ по другой схеме выхода - взлетел с ВПП 26 и направо. Но в этот раз полетели левым кругом вокруг аэродрома, чтобы выйти на другую трассу.
Пока-пока, солнечная Бурятия!
Что это за строения?
Черно-белый мир
Байкал подмерзает:
Снегораздел:
Летим севером. Характерные озера-блюдца и речки-змейки:
Пролетаем Урал:
Искусственная яма тоже привлекает внимание:
Картины неба:
Долетели!
Традиционные "спасибо" экипажу и самолету. Теперь дорога домой. Спааать!
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Понравился рассказ?
Пожалуйста, не забудьте нажать "большой палец вверх"!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!
"Романтика прошедших лет. Ту-154, Норильск и коммерция"
"Первый МАХ! Приключения в первом полете на 737МАХ"
"Декабрь. Полеты в "ЖПУ". Погодный авиатриллер"
"9/11. Или что делает эту профессию нескучной"
"Орднунг по-немецки. Приключения российских пилотов в небе Германии"
Эти и другие рассказы о лётной работе на канале Небесные истории