Недавно я впервые посмотрела фильм, довольно заезженный для всех интеллектуалов и интересующихся кинематографом. Фильм называется „american beauty“, и конечно же, вы его смотрели.Поразительно, что вдохновение сценариста, Алана Болла, зародилось в тот момент, когда он увидел в действительности сцену, ставшую ядром и метафорой не только всего фильма, но и ключевой мыслью постмодерна. А именно, сцену с летающим мусорным пакетом, которую он лицезрел воочию, высиживая идею для нового сценария в погожий (или не очень) денёк на улице. И правда, чтобы заговорить о пустоте, которая хранится за всей этой оболочкой американской мечты и капиталистического общества, в которое так глубоко погружены не только герои фильма, но и реально существующие персонажи, то есть люди всего мира, необходимо узреть «самораспускание» феномена пустоты, скрывающего живую красоту настоящей жизни. И неважно, что это настоящее столь эстетически безобразно с т.з. «розовой», идеально отфотошопленной картинки той же капиталистической американской мечты.
Почему мусорный пакет оказывается самым прекрасным существом в этом фильме? Да потому, что только он не врет, только он способен говорить правду о себе. Быть естественным. Несмотря на то, что даже этот пакет продукт общества, в отличие от всех персонажей фильма, он продолжает следовать своему естеству, он соединяется с природой, с ветром в танце. Пакет танцует. А люди играют в калек, которые пытаются следовать своему зову, зову стать счастливыми, ведь именно он присущ всем людям изначально (привет от Аристотеля). Но пиплы, застрявшие и родившиеся во лжи этого общества, во лжи стереотипов, собственных рамок ума, не способны на выражение своего естества, они могут быть только калеками. Каждый свой поступок они оправдывают какой-то системой, каким-то правилом, нормой, привычкой. И делают это совершенно несознательно, механически. Вся их жизнь очень последовательна, рациональна и хороша. Ведь именно это и выкрикивает в истеричном порыве Кэролайн своей дочери, Джейн. Мол вот, в ее времена было все хуже, они жили в дюплексе и у них не было своего дома, а сейчас не понятно, с чего дочка бесится «с жиру» (и неважно совсем, что родители унижают друг друга на ее глазах, а батя уже давненько дрочит на ее школьную подругу), ведь у Джейн есть все блага цивилизации, комфорта и более того. Аргумент с дюплексом очень весом. И действительно, логично ведь? Джейн неблагодарная дочь. Но нам ее все же почему-то жалко. То есть, зрителю на этом моменте позволяют видеть больше, жалеть героев, не попадать под логику тупых американских обывателей. Но дальше - хуже. Потому что все, кого мы могли до сих пор жалеть, «вскрываются» в фильме, и единственная настоящая красота перетекает в мусорный пакет. В коем, собственно, с самого начала и была искренность, откровение пустоты этого мира, который породили мы сами.
Хочется отдельно уделить внимание истории военного американца, которого действительно жалко, поскольку он меньше всех в фильме лишён личности. Это чистый «продукт» американской армии, такой же железный как Nokia 3310, такой же гарантийный как твой смартфон. Только и эти «гарантия и качество» иногда подводят. Вот и его кукушка поехала (причём давно). Хотя, поехавшая часть похожа на человеческий отголосок, но принимает она самый искаженный вид. Военный - это в первую очередь машина, которая обладает телесностью и сломанной психикой, тщательно прикрываемой армейским уставом и системным подходом ко всему. Когда сломанная психика окончательно смешалась с животным началом, они вместе пробили машинную армейскую оболочку, и безумие выплеснулось наружу. Заметьте, что его жена, как раз представляет из себя чистый шельт, просто тело, без каких-либо признаков живой психической активности, а в сыне воплощается гуманное, но прикрытое фальшивой оболочкой дисциплины, в которую военный американец был закован сам.
Ложь не всегда бывает продуктом «умышленным», принадлежащим одному индивиду. Бывает ложь национальная, бывает ложь общечеловеческая. Наше время — это время большой лжи, которую мы уже не в силах остановить глобально. Ее можно заметить в себе, спросить у самого себя, действительно ли я счастливый человек? Знаю ли я, что это значит? Но пафос фильма в том, что этот вопрос мы можем поставить перед собой только глядя смерти в лицо (или даже после смерти, как это показано в фильме). Ложь - это болезнь нашего времени, болезнь, воплотившаяся в механической системе капиталистического колеса, которое поглотило целый биологический вид Homo sapiens.
Но надежда ещё есть :) #cinema #americandream #americanbeauty #wearethefuture #кинопассажир