Однажды, заглянув в компьютерный магазин за дисками-болванками для записи всякого, я заметил на полочке эту игру. Поскольку я человек, которому нравится фантастика, я ее купил и, придя домой, сразу же установил. Это оказалась стратегией реального времени или RTS(аббревиатура от Real Time Strategy). Оглядываясь назад, для своего времени, на 2007 год, у нее была достаточно продвинутая графика, как для стратегии. Но больше всего меня поразила не графика или сюжет, а количество войск у каждой фракции: шутка ли, суммарное их количество уже тогда достигало 110 единиц на фракцию, а с выходам дополнения их стало еще больше! Фракций, кстати говоря, не так чтобы много, в сравнении с другими стратегиями тех(да и последующих) лет - всего 3. С одной стороны, этого может показаться мало, но эти фракции хорошо проработаны, у каждой есть своя история, свои мотивы для ведущейся в ходе игры войны: Кибраны борются за свою свободу от ОФЗ, которая использовала из как аналог живых био-компьтеров; Эоны борются за синергию с "Серафимами" - исчезнувшей расы неких инопланетных существ, руины городов которых остались на планете, которую колонизировали люди. Эонами же колонисты назвались из-за возникшего вокруг пришельцев религиозного культа и, поскольку ОФЗ, в состав которой они входили, была настроена крайне негативно в отношении как культа, так и самих инопланетян, Эоны вышли из ОФЗ; ОФЗ же выступает за объединение всех фракций под одним флагом - флагом ОФЗ, пытаясь как вернуть под свой контроль Кибран, так и уничтожить Эон, как подрывающий власть. Война у них шла ни шатко ни валко, и потому длится уже тысячелетие. По ходу игры в режиме кампании, нам предстоит пройти ряд миссий за выбранную фракцию, со всё нарастающей сложностью начальных условий. Кампания примечательна тем, что если играть за разные фракции, у них иногда совпадают ТВД миссии, но участники конфликта в них имеют разные цели(смотря за какую сторону играть), а иногда события развиваются параллельно друг другу хоть и на разных палнетах. Победу в таких "совместных" боях одерживает та сторона, за которую присоединился игрок, и.о. командующего.
Расскажу немного о фракциях и как они ощущаются.
ОФЗ
Угловатые, при всей своей технологичности выглядящие примитивными механизмами, грохочущие пулеметами и пушками крупного калибра, войска ОФЗ представляют собой "классический" вариант RTS-фракции. Также у ОФЗ самые "толстые" юниты. Сильны в обороне и пехоте, середнячки в атаке и флоте, относительно слабы в авиации, однако только они обладают тяжелыми транспортниками 3-го тех уровня, что обладают не только самой большой вместительностью, но и вооружены парой легких ПВО-турелей помимо энергетического щита, а также подводным экпериментальным авианосцем. Также у них самая дальнобойная артиллерия в игре, способная накрывать ВСЮ карту с линейными размерами 81*81 км, если разместить ее гдето поближе к центру, но даже разместив ее где-нибудь в углу, она будет накрывать до 90% площади. Стреляет, однако крайне небыстро, что, однако компенсируется мощью каждого снаряда.
Кибран
Еще более угловатые, сверх-технологичные и как-то чрезмерно заиженеренные(overengineered). Баллистике предпочитают лазеры и пучковое оружие, многие юниты обладают шасси, напоминающую паучьи лапы, а также радио-, а зачастую и оптическим камуфляжем. Предпочитают тактику Hit-N-Run, или"Ударил-убежал" если по русски. Засады, беспокоящие атаки, заходы во фланг или тыл, с последующим отступлением - это про них. Середнячки в атаке, относительно слабы в обороне, что компенсируется наличием радио-маскирующих башен и мобильных генераторов, "прячущих" постройки и войска с радара противника. Как уже было сказано ранее, многие типы войск оснащены радио или оптическим камуфляжем. Живучесть средняя. Особенностью Кибран считаю крейсера-амфибии 2 тех уровня, что способны, оказавшись на мелководье, выпустить 6 "лап" и относительно неторопливо ими перебирая, ползать по суше, тем самым неприятно удивляя не знающего об этом противника и думающего, что выйдя из зоны поражения орудий крейсера, пока он на воде, он и его войска окажутся в "безопасности", а также технологии маскировки. Также хотелось бы отметить одну деталь, которая, к сожалению, в русской локализации совершенно теряется, ибо и аудио-дорожки озвучки и сам текст заменены соответствующими озвучками перевода и кириллицей: в оригинале Др. Бракман говорит с ярко-выраженным немецким акцентом, Достья - с русским. Для надписей используется шрифт Wintermute, выглядит он так:
Эон
Войска эон отличаются гладким, "зализанным" дизайном, что связано с философией гармонии между формой и содержанием. Относительно хрупки сами по себеб однако малое количество прочности скомпенсировано мощным щитом, которым обладают большинство юнитов фракции. Самые мощные флот и авиация, в обороне слабы, хороши в атаке, при условии тактического взаимодействия разных юнитов между собой на поле боя. В отличии от кибран или, тем более, ОФЗ, техника Эон сильно специализирована, массовая атака "толпой" - это не их метод. Универсальной техники у Эон достаточно мало, да и появляется она относительно поздно, тогда, когда полезность юнитов-"универсалов" становится, как по мне, сомнительной. Особенностью у Эон лично я считаю два экпериментальных юнита - в авиации - это "Царь"("Tzar"), "классическая" для Sci-Fi летающая тарелка, выжирающая все под собой на своем пути энергетическим лучом и "Галактический колосс" - огромный ОБЧР, опять таки выжигающий все на своем пути лучом из единственного "глаза", а заодно и давящий всех своими ногами.
Выводы:
Из плюсов:
1) Очень масштабные бои, ибо карты разнятся от 5*5 до 81*81 км, при этом лимит армии на игрока - 1000 юнитов единовременно. Эпично!
2) Достойная графика, неплохо смотрящаяся даже сейчас, в 2020 году.
3) Интересный, захватывающий сюжет при прохождении кампании.
4) Проработанное обоснование для войны для каждой из фракций(т.н. "Бэк" ).
5)Огромное количество техники за каждую фракцию обеспечивает тактическую и стратегическую глубину, а так же реиграбельность.
Из минусов:
1) Поскольку бои происходят на масштабных картах с огромным количеством разнообразной техники каждый вид которой имеет свой шаблон движения, выстрелов и прочего, это все очень активно "есть" ресурсы процессора, из-за чего, чем масштабнее битва, тем сильнее у вас будет тормозить игра.
2) Движок игры разрабатывался в середине нулевых годов, так что современное "железо" игнорирует, ибо нет оптимизации под него.
3) Достаточно однообразная музыка, напоминающая военные марши.
4) Бои с AI хоть и сложны поначалу, приедаются, поскольку AI зачастую начинает "тупить" при большом количестве войск, так что обыграть его становится не очень сложным делом.
5) Для игры по сети последние годы приходится ставить стороннюю программу, ибо через встроенное лобби играют единицы. Да ито, не в сам Supreme Commander, а в его "полу-продолжение"(Expansion Pack) - Supreme Commander: Forged Alliance.
6) Среди игроков по сети много т.н. "Пинг-расистов", т.е. тех, что могут запросто вас начать оскорблять или выпинывать из лобби просто потому что им не нравится ваш пинг(пинг - время отзыва сервера на запросы вашего клиента), чаще всего это происходит если пинг >80мс, но у меня бывали случаи, когда меня кикали(выпинывали), при пинге чуть больше 50мс, в то время как у них самих пинг был от 40 мс и меньше. Это раздражает.
7) Не смотря на достойную для своего времени картинку, для 2020 года графика уже устарела, а потому особого восторга у новичков, привыкшим к некст-гену и кинематографичной графике, как минимум, не вызовет, а как максимум, вызовет недоумение и разочарование.
8) Освоение всех тонкостей и нюансов игры за каждую фракцию потребует не один десяток часов за каждую же фракцию. Не у всех есть достаточно терпения и желания для этого, особенно при наличии гораздо более продвинутых в плане динамики и графики проектов.
В целом, крайне достойный представитель своего жанра, и потому пользуется популярностью до сих пор. Не смотря на некоторые минусы, большая часть которых относится к сетевой части игры, своих последователей она имеет, и их немалое количество, к которым я смею причислять и себя.