Найти тему
КомикScience

Характеристика этапов развития психологии (2 часть)

Оглавление

Здесь мы продолжим изучение наших великих мыслителей, привнесших большой вклад в психологию и науку в целом.

XVIII век

Жюльен Ламетри

Соединил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел.

Считал, что душу невозможно отделить от тела.

Доказывал существование материи – единой субстанции, обладающей свойствами протяжения, мышления и движения.

Источник активности человека – его потребности (ввел это понятие в психологию).

Выделил биологические и психологические потребности.

Клод Гельвеций

Ощущение – основа всех знаний.

Изучал природу и генезис (происхождение) способностей, их связь с наследственностью и воспитанием.

Разделял понятие души и духа.

Душа - тождественна психике и сознанию и является врожденным свойством живого существа.

Дух – совокупность мыслей, понятий, приобретаемых в процессе жизни (способности) и обучения → дух определяется окружением и воспитанием.

Создал концепцию о равенстве людей, где различия объясняются только разным социальным положением и воспитанием.

Жан-Жак Руссо

Считал, что общество портит человека, прививая ему отрицательные качества и привычки.

Необходимо следовать ходу развития внутренней природы ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека.

Существуют не только индивидуальные, но и общие закономерности, психическое развитие которых изменяется на каждом возрастном этапе.

Создал периодизацию психического развития, но она не была подтверждена наблюдениями и фактами.

Иммануил Кант

Считал, что ощущения пассивны, поэтому им нужен внешний толчок (побуждение), который становится стимулом процесса восприятия.

Психология располагает ограниченными данными, т.к. отсутствует возможность экспериментальных исследований → психология неточная и недостоверная наука.

Ввел понятие трансцендентальной апперцепции – психической активности, с помощью которой человек осознает мир и себя постоянным и целостным.

Сформулировал этический принцип – человек не является средством для достижения цели, он и есть цель.

Д. Беркли

Утверждал, что существуют только вторичные (субъективные) качества, испытываемые человеком.

Существует критерий истинности в совокупности идей многих людей, в их опыте.

Психические явления связаны между собой символическими знаковыми отношениями.

Ок, бумер. Ну а тут что скажешь?
Ок, бумер. Ну а тут что скажешь?

XIX век

Эрнст Генрих Вебер

Разработал методики и приборы для практического изучения органов чувств. Определил наличие закономерных соотношений между силой воздействия внешних физических раздражителей и вызываемыми ими – ощущениями.

Разработал прибор эстезиометр. С его помощью проводил эксперименты для исследования кожной чувствительности. Эти работы положили начало психофизике и экспериментальной психологии.

С братом открыл тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца, это положило начало представлениям о торможении как особо физиологическом явлении.

Вильгельм Вундт

Пытался изучить человеческий разум, разбираясь в частях человеческого сознания (разбивал разум на составные элементы).

Считал, что психология схожа с химией и физикой, в который сознание – набор разделяемых и опознаваемых частей.

Кроме научного и физиологического метода, использовал интроспекцию.

Герман Эббингауз

Экспериментально изучал ощущения и память.

Вывел «кривую забывания», которая говорит о том, что наибольший процент материала исчезает из памяти в период, идущий сразу за заучиванием (в течение одного дня мы забываем больше информации, чем в последующий месяц).

Александр Бэн

Считал, что ассоциации в сфере психики связаны с их физиологической основой.

Каждый факт душевной жизни имеет две стороны: ментальную и физическую.

Выделял основные и дополнительные законы ассоциации. Основные – по смежности и сходству. Дополнительные – закон составной (усиление ассоциации за счет связи с ассоциациями из прошлого опыта) и конструктивной (действует в творчестве музыканта, поэта, художника, создающих новые ассоциации) ассоциации.

А вот этот красавчек, м? КТО? Подсказка: не знак зодиака.
А вот этот красавчек, м? КТО? Подсказка: не знак зодиака.

XX век

Александр Введенский

Считал, что психология должна исследовать не расплывчатые теории души, а объективные познавательные процессы, чувства и волю, которые могут быть исследованы объективно.

Душевные явления реальны, а поэтому могут быть предметом самостоятельной науки.

Проблемой считал соотнесение знания и веры. Метафизику (исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия) следует оставить вере, а науке употреблять ее только в виде гипотез.

Основное положение его теории – закон всеобщих признаков одушевленности. Основные признаки – три элемента психики: мысли, ощущения и чувства. Их следует изучать по законам ассоциации.

Зигмунд Фрейд

Основоположник психоанализа.

Разработал метод свободных ассоциаций (психоаналитическая процедура изучения бессознательного, где человек говорит обо все, что приходит ему в голову, после чего идет анализ ассоциаций), толкование сновидений и различных ошибочных действии, например, оговорок, описок, с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения их до сознания больного.

Исследовал сексуальность и ее развитие в детстве. С тех пор ставит развитие сексуальности в центр всего развития человека.

Разрабатывает новые проблемы психоанализа: пересматривает учение о влечениях, выделяя «влечение к жизни» и «влечение к смерти»; создает новую модель строения личности (Я, Оно, Сверх-Я); масштабирует идеи психоанализа на понимание многих сторон общественной жизни.

Карл Густав Юнг

Ввел понятие коллективного бессознательного, опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, мифологии и на изучение трудов античных и средневековых философов.

Содержание коллективного бессознательного не приобретаются, а существуют в душе при рождении в виде архетипов (врожденная психическая структура человека), унаследованных от предков.

Разработал всем известную типологию личности – экстраверты и интроверты.

Основное содержание психической жизни человека является процесс «индивидуации» - стремление личности к воплощению своих возможностей.

Шалва Амонашвили

Разработал концепцию гуманной педагогики – ориентации на личности ребенка и абсолютное отрицание авторитарной (императивной) педагогики.

Установка в воспитании – принятие любого ученика таким, какой он есть.

Воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важного жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Лев Семенович Выготский

Создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

Разрабатывал проблемы методологии и теории психологии, создал программу построения научной методологии психологии на основе философии марксизма.

Разработал теорию развития аномального ребенка (дефекты в развитии).

Занимался проблемами соотношения мышления и речи, проблемами эгоцентрической речи (речь, обращенная к самому себе, наблюдается в возрасте 3-5-ти лет).

Изучал системное и смысловое строение сознания и самосознания, единство аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии, проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и т.д

Ммм, на десерт! Ху из ху???
Ммм, на десерт! Ху из ху???

P.S. That's all! Вот мы и прошлись по многим (не всем) основным деятелям науки (и не только) во все времена. Надеюсь, тебе, дорогой читатель, это было полезно, ведь я даже старался! Будь счастлив!