Здесь мы продолжим изучение наших великих мыслителей, привнесших большой вклад в психологию и науку в целом.
XVIII век
Жюльен Ламетри
Соединил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел.
Считал, что душу невозможно отделить от тела.
Доказывал существование материи – единой субстанции, обладающей свойствами протяжения, мышления и движения.
Источник активности человека – его потребности (ввел это понятие в психологию).
Выделил биологические и психологические потребности.
Клод Гельвеций
Ощущение – основа всех знаний.
Изучал природу и генезис (происхождение) способностей, их связь с наследственностью и воспитанием.
Разделял понятие души и духа.
Душа - тождественна психике и сознанию и является врожденным свойством живого существа.
Дух – совокупность мыслей, понятий, приобретаемых в процессе жизни (способности) и обучения → дух определяется окружением и воспитанием.
Создал концепцию о равенстве людей, где различия объясняются только разным социальным положением и воспитанием.
Жан-Жак Руссо
Считал, что общество портит человека, прививая ему отрицательные качества и привычки.
Необходимо следовать ходу развития внутренней природы ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека.
Существуют не только индивидуальные, но и общие закономерности, психическое развитие которых изменяется на каждом возрастном этапе.
Создал периодизацию психического развития, но она не была подтверждена наблюдениями и фактами.
Иммануил Кант
Считал, что ощущения пассивны, поэтому им нужен внешний толчок (побуждение), который становится стимулом процесса восприятия.
Психология располагает ограниченными данными, т.к. отсутствует возможность экспериментальных исследований → психология неточная и недостоверная наука.
Ввел понятие трансцендентальной апперцепции – психической активности, с помощью которой человек осознает мир и себя постоянным и целостным.
Сформулировал этический принцип – человек не является средством для достижения цели, он и есть цель.
Д. Беркли
Утверждал, что существуют только вторичные (субъективные) качества, испытываемые человеком.
Существует критерий истинности в совокупности идей многих людей, в их опыте.
Психические явления связаны между собой символическими знаковыми отношениями.
XIX век
Эрнст Генрих Вебер
Разработал методики и приборы для практического изучения органов чувств. Определил наличие закономерных соотношений между силой воздействия внешних физических раздражителей и вызываемыми ими – ощущениями.
Разработал прибор эстезиометр. С его помощью проводил эксперименты для исследования кожной чувствительности. Эти работы положили начало психофизике и экспериментальной психологии.
С братом открыл тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца, это положило начало представлениям о торможении как особо физиологическом явлении.
Вильгельм Вундт
Пытался изучить человеческий разум, разбираясь в частях человеческого сознания (разбивал разум на составные элементы).
Считал, что психология схожа с химией и физикой, в который сознание – набор разделяемых и опознаваемых частей.
Кроме научного и физиологического метода, использовал интроспекцию.
Герман Эббингауз
Экспериментально изучал ощущения и память.
Вывел «кривую забывания», которая говорит о том, что наибольший процент материала исчезает из памяти в период, идущий сразу за заучиванием (в течение одного дня мы забываем больше информации, чем в последующий месяц).
Александр Бэн
Считал, что ассоциации в сфере психики связаны с их физиологической основой.
Каждый факт душевной жизни имеет две стороны: ментальную и физическую.
Выделял основные и дополнительные законы ассоциации. Основные – по смежности и сходству. Дополнительные – закон составной (усиление ассоциации за счет связи с ассоциациями из прошлого опыта) и конструктивной (действует в творчестве музыканта, поэта, художника, создающих новые ассоциации) ассоциации.
XX век
Александр Введенский
Считал, что психология должна исследовать не расплывчатые теории души, а объективные познавательные процессы, чувства и волю, которые могут быть исследованы объективно.
Душевные явления реальны, а поэтому могут быть предметом самостоятельной науки.
Проблемой считал соотнесение знания и веры. Метафизику (исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия) следует оставить вере, а науке употреблять ее только в виде гипотез.
Основное положение его теории – закон всеобщих признаков одушевленности. Основные признаки – три элемента психики: мысли, ощущения и чувства. Их следует изучать по законам ассоциации.
Зигмунд Фрейд
Основоположник психоанализа.
Разработал метод свободных ассоциаций (психоаналитическая процедура изучения бессознательного, где человек говорит обо все, что приходит ему в голову, после чего идет анализ ассоциаций), толкование сновидений и различных ошибочных действии, например, оговорок, описок, с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения их до сознания больного.
Исследовал сексуальность и ее развитие в детстве. С тех пор ставит развитие сексуальности в центр всего развития человека.
Разрабатывает новые проблемы психоанализа: пересматривает учение о влечениях, выделяя «влечение к жизни» и «влечение к смерти»; создает новую модель строения личности (Я, Оно, Сверх-Я); масштабирует идеи психоанализа на понимание многих сторон общественной жизни.
Карл Густав Юнг
Ввел понятие коллективного бессознательного, опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, мифологии и на изучение трудов античных и средневековых философов.
Содержание коллективного бессознательного не приобретаются, а существуют в душе при рождении в виде архетипов (врожденная психическая структура человека), унаследованных от предков.
Разработал всем известную типологию личности – экстраверты и интроверты.
Основное содержание психической жизни человека является процесс «индивидуации» - стремление личности к воплощению своих возможностей.
Шалва Амонашвили
Разработал концепцию гуманной педагогики – ориентации на личности ребенка и абсолютное отрицание авторитарной (императивной) педагогики.
Установка в воспитании – принятие любого ученика таким, какой он есть.
Воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важного жизненного этапа, со своими проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Лев Семенович Выготский
Создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.
Разрабатывал проблемы методологии и теории психологии, создал программу построения научной методологии психологии на основе философии марксизма.
Разработал теорию развития аномального ребенка (дефекты в развитии).
Занимался проблемами соотношения мышления и речи, проблемами эгоцентрической речи (речь, обращенная к самому себе, наблюдается в возрасте 3-5-ти лет).
Изучал системное и смысловое строение сознания и самосознания, единство аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии, проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и т.д
P.S. That's all! Вот мы и прошлись по многим (не всем) основным деятелям науки (и не только) во все времена. Надеюсь, тебе, дорогой читатель, это было полезно, ведь я даже старался! Будь счастлив!