Это вторая часть интервью с коммерческим директором ГК «Эвриал» Сергеем Давиденко (первую часть читайте по ссылке в конце статьи). В прошлый раз мы говорили о преимуществах ЛСТК и о том, насколько уместно называть технологию инновационной.
Сегодня обратим внимание на отдельные особенности легких стальных тонкостенных конструкций и обсудим мифы, которыми успела обрасти технология.
— Правильно понимаю, что один из наиболее ответственных этапов – проектирование КМ, на площадке здание уже собирается словно конструктор?
— Да, но наряду с этим, не менее ответственными этапами являются производство конструкций и проведение строительно-монтажных работ. Все работы должны выполняться специалистами высокой квалификации с опытом работы в сфере комплексного проектирования и возведения объектов по технологии ЛСТК.
Также большое значение имеет этап производства. Случается, что недобросовестные производители в целях снижения себестоимости могут уменьшить толщину профиля, сделать более тонкий слой цинка, что негативно влияет на качество конструкции. Поэтому лучше не рисковать и работать только с известными и хорошо зарекомендовавшими себя заводами-производителями.
Цена ошибок и небрежности на любом этапе может быть очень высока и привести к обрушению конструкций. Самостоятельное возведение зданий из ЛСТК запрещено. Необходимо обращаться в специализированные компании, которые имеют допуски и лицензии на проведение подобного рода работ. Например, наша компания «Эвриал» имеет СРО на строительство С-039-18092009 и СРО на проектирование П-185-16052013.
— Можно ли ЛСТК применять в комбинации с другими строительными технологиями?
— Да, ЛСТК можно использовать как самодостаточное решение для возведения каркасов зданий, так и применять совместно с другими технологиями строительства.
Для задач, которые выходят за рамки их характеристик (несущая способность, допустимые нагрузки и т.д.), применяются комбинированные каркасы: наиболее нагруженные элементы выполняют из сварных или прокатных профилей, менее нагруженные – из ЛСТК.
При качественном проектировании комбинированные каркасы позволяют эффективно управлять характеристиками элементов каркаса, оптимизируя его вес, и получая хорошее соотношение цены и качества всего проекта. Комбинированные варианты позволяют решать сложные и нестандартные задачи, так как отличаются большей вариативностью.
— ЛСТК часто сравнивают с технологией строительства из легких металлических конструкций (ЛМК). В чем отличие последней от ЛСТК? Каково главное преимущество ЛСТК перед ЛМК или наоборот?
— И то и другое – это технологии быстровозводимых зданий из легких конструкций. В ЛМК материалом является черный горячекатаный металлопрокат (двутавры, швеллера, уголки, квадратные и круглые трубы). Разница в том, что ЛСТК более легкая и экономичная за счет уменьшения толщины конструкций: у ЛМК она составляет 8-40 мм, у ЛСТК – 4 мм и менее.
Но эта разница сказывается на возможностях использования. При строительстве из ЛСТК, шаг несущих конструкций должен быть меньше в 2 раза в сравнении с ЛМК.
Что касается того, какая технология лучше, то мы считаем, что нет единой универсальной технологии, одного решения, идеально подходящего всем. Для разных проектов нужны разные конструкторско-технические решения, с учетом специфики объекта и условий эксплуатации. Любая технология – это не панацея, а инструмент, который нужен для достижения конечной цели, а именно строить функциональные, комфортные и надежные здания.
— Во многих странах ЛСТК занимают примерно 15% от общего объема строительства, в России – 6-8%. А какова доля ЛСТК в вашей компании? И в каких именно проектах ее используете?
— Компания «Эвриал» использует 7 видов технологий, доля ЛСТК в общем объеме составляет около 20%. Технология активно применяется при строительстве быстровозводимых зданий в сейсмических районах, а также при выполнении госзаказов, когда важна скорость сборки и изготовления в максимально сжатые сроки. Она очень удобна для строительства в труднодоступных местах. Каркас из ЛСТК в разобранном виде занимает минимум места, комплектуется в контейнеры, и его удобно доставлять даже на самые проблематичные, с точки зрения транспортной доступности, строительные площадки.
Также этот тип каркаса ГК «Эвриал» применяет при возведении объектов в агрессивных средах, где есть требования к защите металлоконструкций именно цинковым покрытием. И, конечно, технология просто незаменима при возведении сборно-разборных сооружений, на которые не требуются разрешения строительства. Полностью готовый комплект здания мы поставляем на площадку, производим сборку металлокаркаса и ограждающих конструкций. В случае необходимости, можно разобрать строение, перевезти в другое место и там собрать. Это существенный плюс данной технологии.
— Технология ЛСТК уже успела обрасти мифами, какой из них наиболее распространен?
— Мифов действительно много. Часто возникают сомнения в надежности строений из-за тонких стен. Они не обоснованы. При правильном проектировании объекты могут выдерживать серьезные динамические удары и нагрузки не хуже строений из других типов металлокаркасов. Дополнительную прочность и жесткость каркасу придают системы связей, ригелей и прогонов. Недаром технология нашла широкое применение в сейсмоактивных районах по всему миру.
Главным условием устойчивости каркаса является грамотный расчет нагрузок, в том числе и критических, которые может выдержать сооружение из ЛСТК.
Еще один «миф», что такие строения промерзают и подходят только для неотапливаемых ангаров. Дело в том, что изначально технология действительно использовалась при строительстве промышленных объектов, но со временем ее усовершенствовали. Был разработан термопрофиль, со специальными термопросечками, появился качественный утеплитель и теперь строения из ЛСТК стали теплее домов из кирпича, бетона и даже дерева, благодаря своей низкой теплопроводности.
Также существует расхожее мнение, что здания ЛСТК – это времянки, имеющие короткий срок эксплуатации. На самом деле, минимальный срок службы стальных тонкостенных конструкций составляет от 50 лет и более.
Важно знать, что ЛСТК – это надежная и перспективная технология, но она требует профессиональных знаний, квалифицированных специалистов и ответственного отношения.
изображения предоставлены ГК «Эвриал»
Читайте первую часть интервью о технологии ЛСТК