Сорок лет назад, 24 апреля 1980 года, американские спецслужбы постиг один из грандиознейших провалов в истории. В итоге, американцы пересмотрел многие подходы к организации подобных мероприятий, а до кучи - к подготовке пилотов вертолётов и собственного спецназа.
Итак, о чем собственно речь?
Была такая страна - шахский Иран. К сожалению или к счастью, в конце 1979 года Иран перестал быть шахским и превратился в исламскую республику к вящей радости большинства населения этой замечательной страны. Через пару лет количество радующихся существенно сократилось, но в конце 79-го народ Ирана действительно видел себя независимым и освобожденным от шахской диктатуры.
Проблема заключалась в том, что шах Мохаммед Реза Пехлеви сбежал незадолго до революции и прибытия в Иран своего "преемника" - аятоллы Хомейни. Иранские газеты тогда выходили с простыми заголовками - "Шах уехал - Имам прибыл", "Shah amad, Imam raft".
А кто был главным спонсором и союзником шахского правительства? Правильно, американцы Ну и конечно коварные рептилоиды ... ээ, извините, сионисты, конечно, но их роль в этой истории невелика. Так вышло, что в центре Тегерана находилось американское посольство со всеми сопутствующими посольству атрибутами - послом и резидентурой ЦРУ. 4 ноября 1979 года посольство было захвачено радикальными иранскими студентами и примкнувшими к ним сторонниками Хомейни.
Разумеется, это было грубейшим нарушением всех возможных дипломатических конвенций и оправдать это мероприятие помощью американцев шаху нельзя. Здание посольства и дипперсонал - неприкосновенны по определению. Но у иранцев на это всегда был свой, особенный взгляд - достаточно вспомнить беднягу Грибоедова.
В общем, ситуация была неприятная. Были захвачены представители дипмиссии (женщин и негров, правда, сразу отпустили), архивы ЦРУ (их в Иране восстановят буквально из мусорных корзин и частично издадут), и всякого разного по мелочи. Американцы с таких раскладов, мягко говоря, удивились и начали думать - а что, собственно, со всем этим бардаком делать. После долгих обсуждений было принято решение - заложников из Тегерана надо вытаскивать. Причем силой.
Надо понимать, что подобных по сложности операций в мире не проводили - знаменитая израильская "Энтеббе" имела своей целью удаленный аэропорт, а не центр города. В общем, есть большие сомнения в том, что в мире была хоть одна страна (включая США, СССР и Израиль), которая могла провернуть подобное мероприятие четко по плану и без осложнений.
Одним из участников создания плана был Ричард Медоуз, живший в Иране под видом бизнесмена из Ирландии. За десять лет до того он уже принимал участие в подобной операции в Северном Вьтенаме - тогда американцы штурмовали лагерь с военнопленными. Та операция закончилась провалом - выяснилось, что пленных перевели в другой лагерь за неделю до штурма.
В общем, план был простым (нет), устойчивым к внешним шокам (нет) и легко модифицируемым (нет). Предполагалось, что группа спецназа высадится на вертолётах на старом британском аэродроме, прибудет в Тегеран на машинах (заранее подготовленных местной резидентурой ЦРУ) и пробьётся к посольству. В это время рейнджеры захватят авиабазу под Тегераном, куда прибудет американская транспортная авиация и заберёт там заложников. Для полноты картины, над Тегераном должен был барражировать американский ганшип, но от этой части плана разумно отказались.
Всё же легко и просто, не так ли? Провалы начались с самого начала. Один из вертолётов потерпел крушение практически сразу после взлёта с авианосца. С-130 спецназа сумел совершить посадку на заброшенной полосе в пустыне только с четвёртой (!) попытки, повредив одну из консолей крыла. (как справедливо заметили в комментариях, главной проблемой было то, что дело происходило ночью, а экипаж банально не имел достаточного опыта такого рода полётов). Внезапно выяснилось, что "заброшенный аэродром" находится неподалёку от весьма оживлённой трассы, на которой рейнджеры практически сразу ухитрились взорвать проезжавший мимо бензовоз (водитель погиб, пассажир сбежал на попутке). Как-то не задалось начало.
Жирную точку в операции поставило столкновение одного из вертолётов с заправщиком С-130, приведшее к взрыву и гибели 8 членов экипажей. После такого, операцию решили свернуть.
Что привело к провалу? Во-первых, сложность самой операции - шансы на успех изначально были невелики. Непосредственной причиной стала неудовлетворительная подготовка авиационного персонала - их просто не готовили к подобного рода мероприятиям. Американцы сделали выводы - уже через несколько лет в США появилось специальное подразделение для такого рода задач - "ночные сталкеры". Но это уже другая история.
Автор - Marco Pagot.
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2