Найти тему
Стакан молока

Начало войны

Начало очерка "Эвакуация" // На фото: 22 июня 1941 года. Ленинград
Начало очерка "Эвакуация" // На фото: 22 июня 1941 года. Ленинград

Когда мне случается бывать на Петроградской стороне моего родного города, да еще недалеко от Князь-Владимирского собора, я стараюсь обязательно пройти по улице Блохина. Неспешным шагом иду я по ней, то ли от Большого проспекта, то ли от переулка Нестерова, постепенно приближаясь к старинному красивому зданию с куполом наверху. И останавливаюсь у входа в него под изящным металлическим навесом. За этой дверью находятся и живут своей привычной жизнью хорошо знакомые мне учебные аудитории 77-й средней школы.

Когда-то, много лет назад, мне довелось учиться в этой школе. Это было очень давно. Весной 1941 года вместе с моими друзьями-одноклассниками я окончил здесь седьмой класс. С тех пор вокруг мало что изменилось. Так же, как и раньше, в годы нашей учебы, выглядит большой сквер с ухоженными дорожками. В те далекие годы мы успевали поиграть здесь на большой перемене в «казаки-разбойники». Все так же шумят трамваи и автобусы, бегущие по проспекту Добролюбова. Спешат на уроки мальчишки и девчонки. Хлопает, как и прежде, входная дверь. Словом, живет наша родная «Alma mater».

А тогда, в мае 1941 года, все мы, ребята седьмого класса, сдали экзамены и в полном составе перешли в следующий, восьмой класс. Началась пора каникул. Расставаясь на лето, никому из нас и в голову не могло прийти, что нам уже никогда не придется здесь вместе учиться. Никто из нас в те майские дни и представить себе не мог, что до начала страшной войны 1941-45 годов осталось меньше одного месяца.

Почти все мои друзья одноклассники разъехались на лето кто куда. Нам с моей сестрой Ладой (она окончила в тот год четвертый класс), никуда уехать не удалось. Родители наши тем летом работали. Пришлось нам подыскивать себе летние занятия в городе.

Но обстановка и дома, и там, где нам доводилось бывать, несмотря на летнее время, была тогда какой-то хмурой, напряженной. И вызвано это было той тревожной информаций о военных событиях в Европе, которая ежедневно передавалась по радио, в газетах, обсуждалась знакомыми нам людьми.

В тот год мне исполнилось 14 лет. Благодаря отцу, я много чего знал о событиях в мире. Знал, что в 1933 году к власти в Германии пришли фашисты во главе с их лидером Гитлером. Знал, как под разными предлогами они сумели захватить или подчинить себе практически все европейские страны.

На большой карте Европы, которая висела у нас дома, я видел эти страны. И видел, как германская угроза постепенно подошла к нашим западным границам. В 1941 году две армии стояли уже лицом к лицу. И опасность этого противостояния тогда понимали многие. Несмотря на то, что между нашим государством и Германией был подписан пакт о ненападении, больших надежд не приносило. Многим было известно, что с поляками у Германии семь лет назад также был подписан пакт. И что стало с Польшей?

Поэтому никого в тот 1941 год не удивляло, что несколько неожиданно руководство страны, используя все средства массовой информации, начало призывать жителей страны готовиться к возможной войне. Практически все фильмы, которые мне за прошедший год удалось посмотреть, рассказывали либо о жизни нашей армии, либо о начале будущей войны. Все это изменяло обстановку и нашей повседневной жизни.

На улицах нашего Петроградского района шло обучение работников предприятий применению средств противовоздушной и противохимической защиты. Всем нам, и родителям, и детям, были выданы противогазы на случай химического нападения. Мы должны были постоянно носить их с собой.

Подготовка к войне коснулась и занятий в школе. В 1940-1941 году в расписание старших классов (начиная с седьмого) были включены уроки военного дела. Преподаватели, а это были командиры Красной армии, обучали нас пользованию армейскими картами, основам ведения разведки, обращению с винтовкой, с гранатами. Учили определять типы своих и германских самолетов, танков, умению от них укрыться. Также обучались делать перевязки при различных типах ранений. И мы постепенно свыкались с тем, что война неизбежна.

Ночная канонада

Вот в такой обстановке проходили июньские тревожные дни 1941 года. Подошла ночь на 22 июня. Когда я вижу сейчас на календаре эту дату, в памяти возникает наша с сестрой комната на улице Съезжинская, что на Петроградской стороне, и завешенное шторой окно. Без такой шторы в белые ночи заснуть было трудно. В ту ночь, все мы крепко спали. Следующий день был воскресеньем и у каждого были на него свои виды и планы.

Проснулся я ранним утром от необычного грохота-гула. Он проникал в комнату из-за плотной шторы. Судя по повторяющимся глухим перекатам, источник этого грохота был довольно далеко. И мне показалось вначале, что это раскаты грома. Решил, что приближается сильная гроза.

Меня это огорчило. В этот воскресный день мне предстояло дежурить на выездном спектакле Ленинградского Театра юного зрителя. Он должен был состояться в летнем кинотеатре на Елагиных островах. Тогда была такая форма взаимодействия делегатов школ с детским театром. А тревога моя была связана с тем, что летний кинотеатр не имел крыши. И в дождь спектакль мог не состояться.

Я посмотрел на стенные часы. Было ровно 5 часов утра. Грохот, похожий на гром, не стихал. Я подошел к окну и отдернул штору. То, что я увидел, было неожиданно. В лицо брызнуло раннее утреннее солнце, и я увидел совершенно чистое, голубое небо. Между тем далекий гром не прекращался. В душе начала накапливаться тревога, и даже страх. То, что я слышал, не было похоже на грозу. Это было что-то другое. Только собрался я будить родителей, как грохот прекратился. Резко и сразу. И полная тишина! Подождав немного и посмотрев еще раз в окно на ясное, солнечное небо, я решил родителей не будить. Утром будет больше возможностей выяснить, что это был за грохот. Но утром родители моих страхов не приняли. Они сочли, что я слышал громовые раскаты, которые звучали где то очень далеко. И точка! Спорить с ними я не стал и отправился на трамвае на Елагины (Кировские) острова.

Неожиданно, на остановке «Барочная», громкоговорители, установленные на доме рядом с трамвайной остановкой, вдруг заговорили. Это было необычно. Установленные по всему городу громкоговорители относились к системе противовоздушной обороны и с тех пор, как окончилась так называемая финская война, постоянно молчали. Теперь же пассажиры трамвая и те, кто стоял на остановке, услышали, что в 12 часов будет передано важное Правительственное сообщение.

Доехав на трамвае до конечной остановки и перейдя мост, ведущий на Кировские острова, я увидел в парке, возле столба с такими же, как на «Барочной», громкоговорителями, большое число людей. Подойдя ближе, узнал, что выступает Председатель Советского Правительства В.М. Молотов. Что он только что сообщил о нападении в 4 часа утра вооруженных сил Германии на нашу страну. Сообщил он также и о налете немецких бомбардировщиков на Севастополь, Киев, Минск и наш город, Ленинград. Говорил он о мерах, которые должны быть приняты в связи с началом военных действий. Но главным для всех было то, что началась та страшная война, о которой мы все столько времени говорили.

И для меня стало ясным, от чего я проснулся сегодня ранним утром. Я оказался невольным свидетелем первых залпов этой самой войны. Как я узнал позже, стреляли орудия Кронштадта и военных кораблей, заблаговременно вышедших в Финский залив. Они успели встать на боевое дежурство, остановили и повернули назад немецкие бомбардировщики. Ни один из них в тот первый день войны в Ленинград не прорвался. Таким же образом было встречено нападение авиации и на Севастополь. Отечественный флот в ту ночь продемонстрировал образцовую подготовку к ведению военных действий. А Киев и Минск жестоко бомбили.

Приехав домой, я застал маму, которая плакала. Отец и сестра с утра уехали в Удельный парк, на прогулку. И, судя по всему, еще ничего не знал.

Между тем, время войны начало свой отсчет.

В нашей школе военный госпиталь

Уже на следующий день, утром 23 июня, к нам домой прибежали две девочки из шестого класса и сообщили, что мою маму – заведующую школьной библиотеки и меня – старшеклассника, вызывают в школу. В здании школы размещают военный госпиталь. Поэтому все парты, классные доски, библиотеку, учебные пособия необходимо было перевезти в другую школу, на улице Зверинская.

К зданию нашей школы подъехало большое число конных подвод. Они заполнили всю улицу Блохина. Часть подвод, с участием профессиональных грузчиков, начала перевозить парты и мебель. А собравшимся школьникам было поручено перевозить учебные пособия, школьную библиотеку и другой инвентарь.

Проходя тогда по улице Блохина вместе с подводами, мы видели, что в скверике, который находится перед нашей школой, рабочие одного из предприятий нашего района, копали глубокие траншеи, сооружали землянки и широкие площадки. В дальнейшем, как позже стало известно, здесь разместилась зенитная батарея.

К вечеру вся мебель школы, инвентарь, учебные пособия и книги были перевезены. В школу начал въезжать военный госпиталь.

Продолжение здесь

Tags: Страницы ИсторииAuthor: Тукумцев Будимир