Найти в Дзене

Как помещик и крестьянин на Руси договаривались

В Юрьев день (26 ноября), а вернее, за неделю до него и за неделю после крестьянин в России – еще до того, как его закрепостили окончательно, имел право, заплатив пожилое прошлому хозяину земли, покинуть его. Такому крестьянину предстояло найти себе как можно скорее новое жилье и договориться с другим собственником земли. Напомню – собственниками земли в России являлись бояре и прочие люди государевы, монастыри, ну и, конечно, сам государь. Несмотря на то, что в рабочих руках нуждались все владельцы земель, новых землепашцев принимали осторожно. Могли потребовать, чтобы за него поручились другие землепашцы, что новый человек, или, что бывало куда чаще, семья будет жить «во крестьянах», срубит новый дом или приведет в порядок пустующий, а не сбежит. Кстати, если крестьянин селился на пустоши, а не в деревне или селе, то это вовсе не означало, что он может ни с кем не заключать договоренностей. Вся земля кому-то да принадлежит. Между помещиком, монастырем или иным собственником земли и

В Юрьев день (26 ноября), а вернее, за неделю до него и за неделю после крестьянин в России – еще до того, как его закрепостили окончательно, имел право, заплатив пожилое прошлому хозяину земли, покинуть его.

Такому крестьянину предстояло найти себе как можно скорее новое жилье и договориться с другим собственником земли. Напомню – собственниками земли в России являлись бояре и прочие люди государевы, монастыри, ну и, конечно, сам государь.

Несмотря на то, что в рабочих руках нуждались все владельцы земель, новых землепашцев принимали осторожно. Могли потребовать, чтобы за него поручились другие землепашцы, что новый человек, или, что бывало куда чаще, семья будет жить «во крестьянах», срубит новый дом или приведет в порядок пустующий, а не сбежит.

Кстати, если крестьянин селился на пустоши, а не в деревне или селе, то это вовсе не означало, что он может ни с кем не заключать договоренностей. Вся земля кому-то да принадлежит.

Между помещиком, монастырем или иным собственником земли и крестьянином заключалась порядная (ряд - договор), в которой подробно прописывались все условия. При этом они могли быть как такими же, как и у других жителей деревни или села, так и особыми. Зависело это от разных причин. Условия могли быть более сносные, если земли помещика пустовали и ему любым путем нужно было завлечь к себе рабочие руки, а могли быть и напротив – более тяжкими, если земли были густонаселенные.

За пользование землей крестьянин платил оброк деньгами или натуральным продуктом. Интересно, что первоначально барщины, которая называлась изделием или боярским делом, могло и не быть. Дело в том, что оброк помещик получал за предоставление права пользоваться своей землей, а барщина назначалась за то, что крестьянин брал у помещика ссуду. Вместо процентов он должен был обрабатывать землю помещика. В качестве ссуды помещик нередко предоставлял крестьянину инвентарь или скот. Однако так было только на первых порах.

Помещики очень быстро смекнули, что изделие может принести не меньше пользы, чем оброк, и при заключении порядной уже стали прописывать это в договоре. В XVI веке крестьяне еще оставались лично свободными. Они могли поменять землю и искать более выгодных для себя условий, однако уже в конце века вводятся поначалу заповедные лета – годы, когда покидать помещиков запрещалось, а следом за этим последовало и вовсе полное закрепощение.