Вот вы смогли бы годами не задумываться о том, что вам зарплату платят почти вдвое ниже, чем коллегам? А Лев Иванович Яшин мог. Недаром говорится, что великий человек велик во всем.
С годами в мемуарах и интервью звезд советского спорта почти в обязательном порядке добавилась глава про вознаграждения, которая четко разделила эти воспоминания на две группы: тех, кто признавал – да, по сравнению с обычными людьми мы жили очень неплохо, и тех, кто продолжал утверждать, что боролся только за спортивную честь и знамя своей страны. В последнем обычно преуспевают родственники уже ушедших звезд. Иногда их рассказы выглядят нарочито приубоженно.
В последние пару лет увидело свет особенно много воспоминаний о Льве Яшине. «Виной» тому, 90-летний юбилей и постоянно анонсируемый, но все время откладываемый выход фильма об этом великом вратаре. Редко рассказчики бывают столь единодушны, вспоминая спортивный талант и человеческие качества Льва Ивановича. Видимо, это и впрямь был неординарный человек.
Правда, его вдова Валентина Тимофеевна зачем-то часто напоминает о весьма скромной оплате трудов своего супруга. С точки зрения сегодняшнего дня, наверное, так и есть. А вот как это смотрелось глазами современников? Попробуем разобраться со свидетельским показаниями в руках.
Сразу подчеркну, что Валентина Тимофеевна никогда не жаловалась на бедность, считала, на жизнь им с мужем «хватало»: Лев Иванович зарабатывал, она тоже работала. Но с нынешними футболистами не сравнить. Однако, озвучиваемые ей примеры, подчеркивающие скромность их бытия, иной раз вызывают саркастическую улыбку:
- с Чемпионата мира в Швеции Лев Яшин привез только цигейковую шубу, больше ни на что не хватило денег;
- несколько лет мучились в «двушке» на Кутузовском проспекте, где было сложно жить из-за шума;
- с 1956 года Лев Иванович получал зарплату в 2000 (а после деноминации в 200) рублей, пока Валентина Тимофеевна не услышала, что его молодые коллеги получают 356 рублей «чистыми» и не заставила мужа сходить разобраться.
Есть и куча других типа как Лев Иванович не уместился в «Москвиче» и пришлось выбивать право на покупку «Волги». Ну да, бог с ними, разберем хотя бы приведенные моменты.
С шубой, конечно, не очень хорошо вышло. Зато сколько впечатлений получили от Швеции. Валентина Тимофеевна побывала в этой стране туристом и даже посетила полуфинал и финальный матч чемпионата мира. Много ли советских людей могло об это даже мечтать? Да и с шубами через несколько лет жизнь наладилась. Вспоминает Олег Копаев - нападающий СКА (Ростов-на-Дону), лучший бомбардир чемпионатов СССР 1963 и 65 годов, игравший в 60-е за сборную СССР): «Яшин в той поездке (по Южной Америке – прим.) меня здорово выручил. Это уже в Аргентине было. Опекал нас там Ланц - известный футбольный импресарио. Яшин, Воронин, Шестернев, Метревели и еще кто-то заказали ему шубы из скунса. Последний писк моды по тем временам. Ланц перед отъездом в Москву принес несколько шуб. Мне не досталось. Яшин узнал об этом уже в аэропорту и предложил взять свою шубу: "Бери-бери, у меня таких две". В этом поступке весь Лев Иваныч - широкой души человек. Жалко, жене моей шуба не подошла. Лева же на свою Валентину ориентировался. У нее 48-й размер, а у моей Тамары - 42-й».
Ну и с квартирой советская власть помогла. В 1964 году семья Яшиных переехала в квартиру в Чапаевском переулке дом 18 (район метро «Сокол»). В воспоминаниях об Яшине часто цитируют, заглянувшего к нему в гости Франца Беккенбауэра: «Я то думал – это весь дом твой». Шуточка от «Кайзера Франца» вроде бы должна подчеркивать скромность жилища, но он похоже толсто троллил великого вратаря. «Трешка» в 111 кв. метров и по меркам тогдашнего ФРГ это очень неплохо. Я, признаться, и не знал, что в СССР строили квартиры такой площади. Последний раз в доме 18 по Чапаевскому переулку квартира такой же планировки и размера была продана в 2012-ом и дали за нее тогда - 715 тысяч долларов. Сегодня, правда, даже за чуть большую, четырехкомнатную просят всего 35 миллионов рублей. Никому не надо?
А вот с зарплатой, на первый взгляд, действительно непонятно получается. Почему известного спортсмена так обделяли? Ну как обделяли – положили 2000 рублей в месяц сразу после победы на Олимпиаде-56 в Мельбурне. При средней по стране на тот момент в 720 рублей. 2000 и больше рублей в месяц получало тогда только 1,6% населения СССР.
Но почему потом не поднимали? Оказывается, Лев Иванович в отличие от своих товарищей по команде, утроившись в «Динамо» до 1965 года ни разу не подавал заявление на переаттестацию. Соответственно, как полагались выплаты за первое присвоенное звание, так они и выплачивались. А между тем, основной состав команды помимо оклада получал офицерское жалованье в штабе пограничных войск, к которому были приписаны футболисты.
Спохватившись по наводке жены, Яшин за 4 года после 1965-го вырос со старшего лейтенанта до полковника. Но уже первая «повышенная» зарплата в 356 рублей даже без учета налогов была в 3,9 раза больше средней по стране (92 рубля в месяц). На сегодня, согласно Росстату, средняя зарплата в России 46112 рублей в месяц. Так, что зарплата Льва Ивановича в середине 60-х превышала среднестатистическую, как если бы сегодня он получал 180 тысяч рублей в месяц. Уровень второй лиги российского чемпионата по футболу.
Почему же он не озаботился контролем за начислением своего заработка?
По всей видимости, частично от скромности, а частично от того, что эти «лишние» 156 рублей не играли особой роли в благосостоянии его семьи.