Найти тему

Биография Рембрандта ван Рийна. Часть I

Рембрандт ван Рийн, полностью -Рембрандт Харменсзун ван Рийн, по прозвищу Рембрандт, (род. 15 июля 1606 г., Лейден, Нидерланды, 4 октября 1669 г., Амстердам), голландский художник и гравёр, один из величайших сказителей в истории искусства, обладающий исключительной способностью изображать людей в их различном настроении и драматических обличьях. Рембрандт также известен как художник света и тени и как художник, который отдавал предпочтение бескомпромиссному реализму, что заставило некоторых критиков утверждать, что он предпочитал уродство красоте.

https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1639627/
https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1639627/

Ранние годы

Рембрандт был четвертым из 6 выживших детей. В отличие от многих художников своего времени, он не происходил из семьи художников или ремесленников; его отец, Хармен Геррицун ван Рийн (1568-1630), был мельником. Его мать, Нильген Виллемсдохтер ван Зуйтбрук (1568-1640), происходила из семьи пекарей.

Первое имя Рембрандт было и остается крайне редким. Оно сродни более распространенным голландским именам, таким как Remmert, Gerbrand и IJsbrand. То, как Рембрандт вписал свое имя в свои работы, значительно эволюционировало. В молодости он подписывал свои работы только монограммой RH (Rembrant Harmenszoon, "сын Хармена"); с 1626/27 года - RHL; а в 1632 году - RHL van Rijn (буква "L" в монограмме, предположительно означающей Лейденсис, "из Лейдена", города, в котором он родился). В возрасте 26 лет он начал подписывать свои работы только под своим именем "Rembrant" (заканчивая только "-t"); с начала 1633 года и до своей смерти он написал свое имя Рембрандт (с "-dt") и таким образом подписал свои работы. Предполагается, что в качестве подписи он начал использовать свое имя, так как считал себя равным великим художникам XV и XVI веков; Микеланджело (Микеланджело Буонарроти), Тициан (Тициано Векеллио) и Рафаэль (Раффаэль Санцио) также были широко известны по своим именам.

Как и большинство голландских детей своего времени, Рембрандт посещал начальную школу (ок. 1612-16 гг.), после чего, примерно с 1616 по 1620 гг. он посещал Латинскую школу в Лейдене, где библейские и классические предметы были основными. Упор школы на ораторское мастерство, возможно, способствовал его умению "поставить" фигуры в сценах, изображенных в его исторических картинах, рисунках и гравюрах. Неясно, закончил ли Рембрандт курс обучения в Латинской школе.

В начале своей карьеры и в течение некоторого времени Рембрандт в основном писал портреты. Хотя на протяжении всей своей карьеры он продолжал рисовать и оформлять, а иногда и рисовать портреты, с течением времени он делал это реже. Примерно десятая часть его живописного творчества состоит из изучения его собственного лица, а также более формальных автопортретов, что привело к большим спекуляциям.

Ядро же творчества Рембрандта состоит из библейских и - в гораздо меньшей степени - историко-мифологических и аллегорических "исторических произведений", все из которых он написал, вытравил или набросал пером и тушью, или мелом. На протяжении всей своей карьеры Рембрандт замечательно менял свой стиль. Подход Рембрандта к композиции, к визуализации пространства и света - как к обращению с контуром, формой и цветом, с кистью, так и (в рисунках и офортах) к трактовке линии и тона - подвержены постепенным (а иногда и резким) трансформациям, даже в рамках одной работы. Картина, известная как "Ночной дозор" (1640 год), несомненно, стала поворотным пунктом в его стилистическом развитии. Эти изменения не являются результатом непроизвольной эволюции; скорее их следует рассматривать как документирование сознательного поиска в живописном и повествовательном отношении, иногда в дискуссиях, как это было с его великими предшественниками.

Рембрандт быстро завоевал известность среди голландских любителей искусства и покупателей искусства благодаря своим историческим картинам и офортам, а также портретам и автопортретам. Его необычные гравюры принесли ему при жизни международную известность, а его рисунки, которые на самом деле делались как практические упражнения или как исследования для других произведений, также были собраны любителями современного искусства.

Согласно мифу, сложившемуся после его смерти, Рембрандт умер бедным и непонятым. Правда, к концу жизни его реализм был вытеснен классицизмом и стал не модным в Голландии. Тем не менее, его международная репутация среди знатоков и коллекционеров только продолжала расти. Некоторые художники в 18 веке в Германии и Венеции даже переняли его стиль. Он был почитаем в эпоху романтизма и считался предтечей романтического движения; с этого момента он считался одной из величайших фигур в истории искусства. В самих Нидерландах его судьба вновь возродилась, и он стал символом величия.