Общественным транспортом отцы города озаботились ещё аж в конце ХIХ века. Город стремительно увеличивался в размерах и проблема быстрого перемещения жителей стояла очень остро. Да и вообще, всё-таки Новороссийск был столицей губернии, а не каким-то там уездным городишком.
Строительством трамвайной линии городское начальство хотело убить двух зайцев: и общественный транспорт пустить, и дать центральным улицам электрическое освещение.
С челобитной городские депутаты, как всегда и положено в России, отправились в Санкт-Петербург, к царю-батюшке. Но увы, депутатов ждало фиаско. Просителям отказали и предложили выкручиваться самим. Не помог даже бывший новороссийский генерал-губернатор Волков, ставший управляющим кабинетом Его Императорского Величества.
А виноваты были во всём портовики и железнодорожники. Так сложилось исторически, что Новороссийск изначально оказался разделённым на две части: Западную (историческую часть города) и Восточную (промышленную).
И эти части города разделила река Цемес и железнодорожные пути, ведущие в порт к причалам. И единственной дорогой, соединявшей Западную и Восточную стороны, была улица вдоль порта, которую пересекало множество железнодорожных переездов и затрудняло перемещение людей и лошадей. 19 рельсовых путей шли к 6-ти причалам. Составы шли так часто, что приходилось часами стоять в ожидании проезда.
Всего-то и нужно было построить путепровод через железнодорожные пути, что позволило бы свободно перемещаться гужевому транспорту и позволило бы построить единую трамвайную сеть.
Но владельцы Владикавказской железной дороги отказались строить путепровод, посетовав на то, что это слишком дорогое удовольствие. А царь-батюшка показал фигу. Так и не задалось с трамваем при царском режиме.
Хотя прообраз трамвая в Новороссийске уже был. От района Стандарт и до цемзаводов по железной дороге ходил частный паровоз-«кукушка» с одним пассажирским вагоном.