"- Ребенку соседки полгода, а он уже говорит «мама, дай!» - Не переживай, мой до четырех лет молчал, а потом заговорил сразу чисто и предложениями, теперь рот не закрывается!"
Эти и другие высказывания, звучащие из уст кажущихся более опытными подруг, мам или бабушек, являются причиной волнения многих молодых мам.
Речь – высшая психическая функция, присущая только человеку. Это важнейший инструмент общения, благодаря которому возможно наше взаимодействие с миром. Речь напрямую связана с мышлением и другими психическими функциями.
Что нужно знать о развитии детской речи, чтобы помочь ребенку развиваться гармонично и всесторонне?
Человек уже рождается с предпосылками к речевому развитию: он слышит звуки и постепенно учится фиксировать взгляд на лице взрослого, постепенно осваивает мимику и жесты, из которых складывается невербальное поведение. Мама довольно быстро начинает различать эмоциональную окраску плача своего малыша: вот так он плачет, когда голодный, а так, когда хочет на ручки.
На первом этапе развития, от рождения до года, ребенок только готовится осваивать речь. Во время крика и плача работают все отделы речевого аппарата. Примерно в месяц ребенок начинает различать интонации, прислушивается к голосам взрослых. Именно поэтому так важно разговаривать с малышом с самого рождения, сопровождая каждое действие эмоционально окрашенными репликами.
Речь и моторика
Развитие речи также напрямую связано с развитием моторики: за каждым новым моторным навыком следует навык речевой. Малыш учится держать головку – появляется гуление, переворачивается – лепет, садится – звуковые комплексы, состоящие из большого количества звуков. В это время (5-6 месяцев) ребенок начинает обращать внимание на артикуляцию взрослых и активно ей подражать.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.), которые могут характеризоваться как простые звуковые комплексы. Во 2-м полугодии жизни малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще не реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Звуковые комплексы имеют более четкую соотнесенность с реальными предметами и действиями.
С 10–11 месяцев появляются реакции на собственно слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). Накопленные звуковые комплексы имеют четкое соотношение с реальными предметами и действиями.
Общаясь даже с совсем маленьким ребенком, следует помнить, что для полноценного речевого развития ему необходим образец правильной речи взрослого. После того как ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их, взрослые не должны подражать такому произношению, чтобы предотвратить развитие «птичьего» языка, тормозящего развитие и речи и мышления. Следует помнить: чем раньше с ребенком начинают разговаривать и побуждать его к разговору, тем быстрее и лучше он овладеет речью, и тем быстрее разовьется мышление.
Подписывайтесь на канал, следите за новыми публикациями, пишите в комментариях, как вы развиваете речь своего ребенка и как проходит у вас процесс миропознания=)
Будьте счастливы и здоровы!