Найти тему
Белая Обезьяна

Сюда приходят на время, а остаются навсегда

Посвящается предстоящему Дню Солидарности Трудящихся

Артур Хейли в своей книге "Колёса" писал: "На автозаводы люди приходят на время, а остаются работать до конца жизни". Книга была посвящена работе одного из заводов Детройта 70-х годов прошлого века, но все автозаводы мира устроены одинаково и за полвека там ничего не поменялось принципиально.

Не считая внешних деталей, автомобильные заводы устроены так же, как и во времена Хейли.
Не считая внешних деталей, автомобильные заводы устроены так же, как и во времена Хейли.

Я устроился на завод "Фольксваген" в Калуге в 2010 году. Мною руководили два интереса: к работе на иностранном заводе и к зарплате 🙂 Завод к тому моменту работал уже третий год, но ещё не развернул производство полностью - я пришёл аккурат под открытие второй смены.

Вопреки своему прошлому опытом слесаря механосборочных работ, я попал в кузовной цех сварщиком на машинах контактной сварки. Это "не-настоящая" сварка - суть работы была в том, чтобы орудовать огромными клещами и ставить в нужных местах сварные точки - силу тока и другие нужные параметры задавало само оборудование.

На этой мутной фотографии - я 10-летней давности. Тогда я работал на участке боковин Skoda Octavia - этот чешский бренд давно принадлежит концерну Volkswagen и несколько моделей выпускались и продолжают выпускаться в России.
На этой мутной фотографии - я 10-летней давности. Тогда я работал на участке боковин Skoda Octavia - этот чешский бренд давно принадлежит концерну Volkswagen и несколько моделей выпускались и продолжают выпускаться в России.

Расскажу о главных откровениях, которые я получил на этой работе.

  • То, что сейчас "всё делают роботы" - миф. Конечно, они стоят на отдельных важных операциях, например, длинный аккуратный шов вдоль стыка крыши и боковины кладёт робот. Но человек остаётся более дешёвым и гибким инструментом: робота не отправишь на другой участок, не дашь ему метёлку на время простоя. Ради их обслуживания приходится держать целую ораву ремонтников, а даже минуты простоя робота стОят очень дорого.
  • Люди, которые делают автомобили, не воспринимают себя создателями автомобилей. Особенно это было заметно в моём родном кузовном цеху: за всей этой горой железок не всегда угадывался даже хотя бы силуэт будущего автомобиля. Но дело не только в визуальной составляющей, на любом участке, на любом такте конвейера, каждый был занят из часа в час какой-то одной очень незначительной операцией. И редко когда знал, что делают с кузовом до него, а чтобы будут делать после. Я думаю, что какая-нибудь девочка из офиса больше гордилась своей принадлежностью к автопрому известной марки, чем любой сборщик. Кажется, именно это Карл Маркс называл "отчуждением труда"; впрочем, я из того поколения, которым в школе про него уже не рассказывали 🙂
  • Третье, что я скажу, вернёт нас к вопросу зарплаты. Она с самого начала была несколько больше, чем я получал на пост-советском турбинном заводе, но это были вовсе не золотые горы. А в сочетании с намного, гораздо бОльшей интенсивностью труда - это были более тяжёлые деньги.

Именно поэтому я посвятил эту заметку Первомаю.

Наш профсоюз на одной из первомайских демонстраций в Калуге.
Наш профсоюз на одной из первомайских демонстраций в Калуге.

Я горд тем, что именно на калужском "Фольксвагене" действует один из лучших в современной России профсоюзов - МПРА. На фоне общей деградации профсоюзов в нашей стране, МПРА - луч света в тёмном царстве. Именно благодаря ему росла зарплата и улучшались условия труда на "фолике" - немцы вовсе не привезли их с собой. Я и сам состоял в этом профсоюзе и был его активистом. Я рад, что он действует и побеждает и поныне.

Но, что бы ни писал Артур Хейли, я не стал оставаться на автозаводе навсегда. Восемь лет моя жизнь была связана с этими заводом и профсоюзом, но всякая весёлая ерунда позвала меня дальше в дорогу.

Всем желаю успехов в труде и настоящей солидарности! С праздником!