Автопортрет- необычный жанр живописи. Автор ставит себя в роль натурщика, а мы - зрители - получаем уникальный шанс увидеть его собственными глазами. Не имеет значения, является ли художник болезненно честным или создает свой идеализированный образ - он почти всегда раскрывает много информации о себе.
Благодаря этому, каждый личный портрет может стать материалом для более длинной истории. На этот раз таких историй будет семь, и отправной точкой для каждой из них будет автопортрет женщины.
5. Фрида Кало
Некоторые художники рисуют себя чрезвычайно часто. Возможно, это связано с каким-то нарциссизмом, но иногда нам кажется, что это не главная мотивация. Для многих, глядя на собственное лицо, а затем перенося его на холст, может стать моментом саморефлексии, позволяющим глубже понять себя или экстернализации своих чувств.
Какая модель лучше отражает эмоции художника, чем он сам? Такая интимная история состоит из автопортретов Фриды Кало. Эта мексиканская художница создала их много, сделав свой собственный образ ключевым мотивом своей работы. Ее расписанный силуэт настолько характерен, что в настоящее время ее можно причислить к иконам поп-культуры.
Однако под привлекательной раскраской и, казалось бы, наивной манерой автопортретов Кало скрывается та огромная боль, которую художник выражал в живописи. Ее картины затрагивают темы болезни, одиночества, потери беременности, несчастной любви.
Искусство Фриды укоренилось в страданиях с самого начала. Художница потянулась за кистью после серьезного несчастного случая, произошедшего с ней в 1925 году, когда ей пришлось провести несколько месяцев неподвижно в постели. Вскоре после этого, в 1926 году был создан автопортрет в бархатном платье, который считается ее первым личным портретом. Она менее известна, чем ее более поздние работы, но во многом предвещает их характерный стиль.
Кало нарисовала его в 19 лет. Говорят, что главной мотивацией было расстаться с любимым Алехандро Гомезом Ариасом. Именно ему она прислала готовую работу.
Автопортрет в бархатном платье сохранен в условности классического репрезентативного портрета, сформировавшегося в эпоху Возрождения. Художница показала себя от талии вверх, одетая в темно-красное платье с декоративным воротником и глубоким вырезом горловины. Ее лицо - с темными волосами, сильными бровями и интенсивным взглядом - станет самым узнаваемым мотивом последующих картин. Силуэт обработан реалистично, хотя и четко стилизован, тонко.
Фон в виде бурных волн под облачным небом, однако, довольно схематичен, с простотой относящийся к народному искусству. Он символически выражает эмоции художника. Эта процедура будет повторяться и на последующих портретах художницы.
6. Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова, русская художница, жившая с 1884 по 1967 год, происходила из творческой семьи, среди ее родственников были архитекторы, живописцы и скульпторы. В 1909 году, когда она нарисовала свое зеркальное отражение, ей было 25 лет, и она была замужем в течение года. Говорят, что она начала работать над картиной для развлечения в холодную зиму.
Введение собственного отражения в портрет - процедура, используемая веками. Это кажется даже естественным, потому что, не глядя на отражение, было бы трудно раскрасить собственное лицо. Более того, это позволило показать свой артистизм, но художники скорее избегали этого.
Зачем? Наверное, причина в том, что образ женщины с зеркалом - это известная аллегория гордости и тщеславия. Нарисованное отражение в зеркале туалета кажется свободным от таких ассоциаций. Можно догадаться, что творение доставляло ей удовольствие, она, наверное, играла с воссозданием безделушек на туалетном столике - их блестящих поверхностей, приятных цветов.
Она получилась довольно смелой: она одета только в нижнее белье (с опущенным плечевым ремнем!) и широкий браслет. Наряд вписывается в интимный характер картины, но в начале 20-го века он все еще мог шокировать. И только в этом столетии художники стали смелее исследовать тему собственной похоти и даже рисовать свою обнаженку - такую же картину сделала и сама Серебрякова.
Несмотря на столь частный характер картины, художник представил ее на выставке следующего года, где она встретила довольно благоприятный прием. Критики были очарованы радостью и свежестью, исходящей от нее. Автопортрет в туалете и по сей день считается одним из самых важных произведений художницы, попавшей в лучший период ее творческой карьеры.
7. Кете Кольвиц
Исключительная группа автопортретов - это образы, созданные в старости художником, который зрел и часто смотрел на себя со значительного расстояния. Похоже, что женщины были менее склонны появляться таким образом, чем мужчины.
Неудивительно: и по сей день мужчина в возрасте вызывает ассоциации с мудростью и опытом, в то время как женское старение воспринимается как нежелательное явление. Тем не менее, нет недостатка в выдающихся автопортретах зрелых художников разных эпох.
К наиболее трогательным работам этой категории относятся гравюры немецкого художника Кете Кольвиц (1867-1945). Вся ее работа была отмечена большой социальной чувствительностью, которая подтолкнула ее к переходу к трудным темам: бедность, печаль, война. Художница использовала в основном различные графические техники, придавая своим работам форму, которая была и экономична, и выразительна, сильно влияя на зрителя.
Художница сделала более 100 собственных портретов - первые были сделаны еще во время учебы в Мюнхене, последние - в 1938 году. Ее автопортреты очень экономичны по ресурсам, как правило, ограниченным самим лицом. Похоже, Кольвиц не хотела отвлекать ее лишними деталями. Она изучала изменения, вызванные течением времени и - часто болезненными - переживаниями.
Большой трагедией в жизни художницы стала смерть ее младшего сына Петра на фоне Первой мировой войны. Печаль, которая сопровождала ее, исходит из большинства автопортретов. Ее можно увидеть также на ксилографии 1922 или 1923 года из коллекции Национального музея в Варшаве. Толстые линии выводят лицо Коллвица из темноты, подсвечивая морщины и округлые, уставшие глаза.
Исследователи Борзелло и Уоллис, которые уже были вызваны ранее, сравнивают Кольвиц с Рембрандтом. Художник XVII века считается мастером автопортретов. Используя различные техники (в том числе графические, как немецкий художник), она документировала свой внешний вид почти всю свою жизнь.
Ее собственные портреты показывают трансформацию от уверенного в себе человека к старику, чье лицо было отмечено горькими переживаниями. Поздние портреты Рембрандта и Кольвиц поражают не только схожим настроением, но и определенной универсальностью, которая не позволяет пройти мимо них равнодушно.