Этот фильм удивил меня прежде всего тем, что господин Тарантино не снялся в нем даже в самой крошечной роли, даже не озвучил рассказчика. Удивительное дело, ведь если Тарантино берется за фильм, то обязательно ставит в него себя, любимого, хоть на 10 секунд трупом полежать. Не сегодня.
Фильм оставил смешанные эмоции. Скорей всего, понадобится посмотреть его еще раз и, скорей всего, не один, чтобы понять все намеки, отсылки и пародии. Как и все тарантиновское, картина получилась многослойной, как свадебный курник, со вкусом лимонада и соли. Может быть, это не самый лучший фильм прославленного режиссера, но он вызывает фейерверк эмоций, как и все его картины, и он стоит того, чтобы потратить на него два часа сорок минут своей жизни.
Есть такой жанр в литературе и кинематографе - альтернативная история. Это авторская фантазия на некую историческую тему: "что было бы, если бы...". Самый яркий пример - работа того же Тарантино "Бесславные ублюдки", в котором вся верхушка Рейха во главе с фюрером гибнет от пуль и пожара в кинотеатре. Примерно что-то похожее снял Тарантино и на этот раз.
События фильма происходят в тарантиновской вселенной в конце условных 60-х годов. Не особо удачливый актер Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) вот-вот пойдет на творческое дно - его персонажи устарели и зрители больше не хотят их видеть. Пожилой и очень опытный агент Марвин Шварц раскладывает ему перспективу по полочкам и предлагает сниматься в спагетти-вестернах в Италии. Рик соглашается и берет с собой в Италию своего бывшего дублера, а ныне личного помощника Клиффа Бута (Бред Питт).
Картина очень скрупулезно воссоздает обстановку конца 60-х, причем в каждой мелочи: от большемордых автомобилей до антенн на крышах. Прически, обувь, "гавайские" рубашки, обкуренный молодняк, сбивающийся в коммуны... И все это пронизано таким жарким калифорнийским солнцем, что мы просто чувствуешь его на своей коже, за что надо поблагодарить установщиков света и оператора Ричарда Ричардсона.
В фильме очень много персонажей, часть которых вымышленная (Клифф Бут, Рик Далтон, Марвин Шварц), а часть имеет реальных прототипов с теми же именами: Шарон Тейт, Роман Полански, Брюс Ли, Сэм Уонамейкер, Чарльз Мэнсон, Сьюзен Аткинс и другие. Умелое сплетение были и небыли дает эффект правдивости, условность воспринимается как реальность, и я знаю, что после выхода фильма многие пытались найти в сети биографию вымышленного актера Рика Далтона.
Внимательный зритель увидит массу отсылок прежде всего к фильмам самого Тарантино. Режиссер и не скрывает этого, напротив, он сразу, с самого начала фильма дает понять, что картина выдержана в духе альтернативной истории, как и "Бесславные ублюдки" - сцена из вымышленного фильма почти точно повторяет финал "Ублюдков":
Итальянского режиссера, у которого снимается Рик, зовут Антонио Маргерити - этим именем представлялся в «Бесславных ублюдках» Донни Доновиц.
Клифф Бут - самый загадочный персонаж картины. Кто он и откуда - неизвестно, его прошлое темно и загадочно, только однажды Далтон говорит, что он ветеран войны. Вопрос - какой? Клифф уже не молод и по возрасту подходит только для ветерана Второй мировой - может, это скрывающийся Альдо Рейн из тех же "Бесславных ублюдков", где его представляли нацистам как каскадера ?
Рик Далтон в ковбойском гриме и одеянии удивительно похож на "Вешателя" Джона Рута из "Омерзительной восьмерки".
Кроме тарантиновских фильмов, можно заметить отсылки к фильмам "Выпускник", "Поймай меня, если сможешь", "Психо", "Лицо со шрамом". "Мир Дикого запада", "Ромео и Джульетта" 1968 года.
Хитросплетение судеб, минутные встречи, которые потом приводят к событиям глобального масштаба, "эффект бабочки" во всю мощь и то самое "что было бы, если бы..." Ах, как же здорово стоять за камерой и иметь возможность повернуть историю так, как тебе хотелось бы. Вот так бы в жизни - не понравилось - отмотал назад и "дубль второй, начали!"
Поначалу может показаться, что главный герой это Рик Далтон, а главный вопрос фильма - сможет ли он подстроиться под изменившиеся требования публики. Но на самом деле главный герой фильма это Клифф Бутт. Это выкуренная им сигаретка с начинкой перевернула ход истории.
Как и водится у Тарантино, истинные смыслы и задачи фильма раскрываются буквально на последних минутах, когда все сюжетные линии, наконец, оказываются распутанными и сведенными в один хвост. А сейчас небольшое лирическое отступление:
Фильм вышел на экраны в год 50-летия зверской расправы членов секты "Семья Мэнсона" над пятью людьми - тремя мужчинами и двумя женщинами, одна из которых, жена режиссера Романа Полански Шарон Тейт, была на последнем месяце беременности.
Тарантино легко опровергает историю и дает собственную версию того, что уже свершилось, но могло бы быть иначе. Несмотря на присутствующее в фильме мочилово и крошилово в духе Тарантино, из всех его фильмов этот самый лирический и самый грустный, самый щемящий. О, эти попытки воскресить умерших! С трудом удержалась, чтобы не разрыдаться.