Тайвань – не самый посещаемый выходцами из стран СНГ регион. По этой причине в Интернете не так уж и много информации о железнодорожном транспорте этой страны.
Во время путешествия по Тайвани для перемещения я по возможности выбирал поезда. В этой статье – мои наблюдения.
Тайвань, или Китайская Республика, является частично признанным островным государством. Официальный Пекин и большая часть международного сообщества, в том числе все государства СНГ, считают этот остров провинцией Китайской Народной Республики. Её независимость признают лишь пару десятков развивающихся стран, у которых Тайвань, по сути, такое признание покупает.
По своей территории Тайвань меньше среднестатистического субъекта России. Протяженность острова с севера на юг не превышает 400 километров, а с запада на восток – не более 150.
Несмотря на это, регион имеет достаточно развитую сеть железных дорог. Рельеф острова преимущественно горный. По этой причине железные дороги проложены по его периметру, зачастую вдоль побережья.
Управляются железные дороги Тайваня двумя операторами. Первый – государственный, в ведении которого находятся практически все построенные линии. Второй – частный, который обслуживает только одну высокоскоростную магистраль, проложенную по западному побережью острова и соединяющую столицу региона – город Тайбэй со вторым по величине городом острова Гаосюн. Эта высокоскоростная линия проектировалась и строилась преимущественно японскими компаниями и поезда по ней курсируют точно такие же, как в Японии.
Ввиду высокой стоимости проезда и достаточного количества времени этой линией я ни разу не воспользовался.
Поезда, управляемые государственной компанией, курсируют практически по всем регионам страны, как правило из столицы. Самая северная станция расположена в городке Цзилун, южная - в местечке Фанляо.
Самый протяженный железнодорожный маршрут острова – из Тайбэя в Тайбэй. Поезд по нему, как легко догадаться, отправляется из Тайбэя, и, обойдя остров по кругу, возвращается в Тайбэй с другой стороны.
За все время путешествия по острову мне встречались поезда исключительно с местами для сидения; спальных вагонов я не видел. Интересной особенностью было то, что сидения в вагонах имеют поворотный механизм, и на конечных оборотных станциях работники железной дороги их разворачивают таким образом, чтоб пассажиры ехали исключительно «лицом вперед». Это кажется очень удобным.
Первый раз, оказавшись на центральном вокзале Тайбэя, я был удивлен тем, что на наши вокзалы он совсем не похож. Все этой выглядело как торговый центр с фудкортами, а из железнодорожного там были только кассы. При этом, в зале ожидания все пассажиры сидели на полу. В общем-то в Тайвани так принято, ибо там достаточно чисто. Я даже в метро видел людей, сидящих на полу в вагонах.
Ни на одном вокзале Тайваня я не сталкивался с процедурами досмотра, аналогичных тем, которые проводятся у нас либо в материковом Китае.
При попытке отыскать пути и пофоткать поезда выяснилось, что пассажирские платформы находятся под землей, а для выхода к ним необходим билет.
Позже также я узнал, что все железнодорожные пути в Тайбэе и Гаосюне проложены под землей по типу метро, а в других крупных городах вроде Хуаляна или Тайчжуна они проходят по эстакадам. Таким образом, поезда не мешают движению транспорта в городе, не создают шум и опасности для людей.
Билеты в вагоны продают как с указанием места, так и без указания. При этом их стоимость одинаковая, даже несмотря на то, что в последнем случае велика вероятность ехать всю дорогу стоя.
Мой первый поезд из Тайбэя в Хуалян – город, расположенный на восточном побережье, отправившись с центрального вокзала, пару десятков минут ехал по подземному тоннелю и только на окраине города выехал на поверхность. Проводников в нем не было, но по вагонам ходили контролеры, которые проверяли билеты. Кстати, двери в вагонах открывались пассажирами, и никто их не контролировал. По этой причине мне удалось проехать часть пути, сидя на подножке в тамбуре с открытой дверью. Было очень здорово ехать вдоль океана в открытом вагоне.
Кроме того, тут имеются пригородные поезда, которые внешне чем-то напоминают наши поезда в метро.
Линии на Тайване преимущественно не электрифицированы, и для движения по ним в основном используются дизельные локомотивы. Кстати, все поезда, на которых я перемещался, отправлялись исключительно по расписанию.
Покупка билетов на поезда возможна как в кассах, так и на сайте тайваньских железных дорог. Я испробовал оба способа и ни в том, ни в другом случае трудностей не испытал. Официальный сайт имеет англоязычный интерфейс, а кассир на вокзале Тайбэя также немного говорила на английском.
Фотографировать поезда или вокзалы тут не считается запрещенной деятельностью. Многие местные, к слову, любят это делать и не скрывают процесс съемки.