Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Курьер" (СССР, 1987): мнения кинокритиков

Курьер. СССР, 1987. Режиссер Карен Шахназаров. Сценарист Александр Бородянский (по одноименной повести К. Шахназарова). Актеры: Фёдор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Чёрный, Владимир Меньшов, Андрей Вертоградов и др. 34,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

В год выхода «Курьера» в прокат о нем много писали кинокритики.

К примеру, кинокритик Вячеслав Шмыров резонно полагал, что «Карен Шахназаров никогда не скрывал своего пристрастия к «жанровому» кино. Комедийная условность была для него органичной и в прошлых работах. В «Курьере» она естественна вдвойне: разве можно вести разговор о молодежи, не рассчитывая на соучастие зрительного зала? Во всяком случае, фильм, не форсируя найденную меру условности, не снижает и уровень разговора о реальных духовных ценностях, которые, на мой взгляд, и образуют его центральную проблему» (Шмыров, 1989: 122). Шмыров В. Душа сфинкса («Курьер») // Экран 1989. М.: Искусство, 1989. С.118-122.

-3

Кинокритик Сергей Шумаков считал, что при всем этом авторы «Курьера» «проявляют максимум такта и осторожности. Они не законопачивают все щели, не навязывают героям свою волю. Просто в какой-то момент отпускают вожжи, дают той, «другой жизни» проявить себя, почувствовать ее подлинность, возможный трагизм и горький привкус ускользнувшего счастья» (Шумаков, 1987: 5). Шумаков С. Брейк-данс: уроки на послезавтра // Советский экран. 1987. № 7. С. 5.

-4

А кинокритик Юрий Богомолов отметил, что «картина вроде бы комедийная – в ней много забавных и смешных сцен, - и в итоге получается довольно драматичной. Выясняется, что юность не то чтобы прожита ошибочно, она просто не прожита. Милые славные юноши и девушки ее как бы переждали. Это-то и грустно. Нечего будет потом вспомнить. И нечем будет тряхнуть» (Богомолов, 1987: 1). Богомолов Ю. «Курьер» // Спутник кинозрителя. 1987. № 6. С.1.

-5

Уже в XXI веке российские кинокритики пишут о «Курьере», как о важной вехе советского кинематографа на границе двух эпох.

Так кинокритик Евгений Нефедов обращает внимание читателей, что авторы «Курьера» «всё-таки не позволяют себе, а, следовательно, и зрителям пребывать на одном с юным Иваном уровне мировосприятия. Даже в тот момент, когда он, казалось бы, пришёл к осознанию собственных ценностей, выдав товарищу философскую сентенцию: «Держи пальто и… мечтай о чём-нибудь высоком». Финальные кадры с ещё одним вчерашним таким Иваном, вернувшимся из охваченного войной Афганистана, исполнены грустной мудрости, намекая на возможную участь Мирошникова, так и оставшегося, невзирая на огромный потенциал, обычным курьером. И был человек… Был ли человек?» (Нефедов, 2008). Нефедов Е. «Курьер» // Word Art. 2008.17.05. http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=5591

-6

А вот, что пишет кинокритик Игорь Гулин, рассматривая «Курьер» в политическом и социокультурном контексте: «К середине 1980-х идеалы опустошились полностью, они не значили ничего, но худо-бедно сохраняли перформативную силу — поддерживали видимость порядка, и то очень плохо. … Порядок приобретал бредовую хрупкость, держался на последних сгнивающих сваях… Чтобы бросить этому порядку вызов, уже невозможно было быть романтиком, надо было быть циником. Точнее — вести себя как циник. Заявляя «Я мечтаю, чтобы коммунизм победил на всей земле», герой подставляет миру «Вопросов познания» зеркало — подрывает скрытый цинизм цинизмом открытым. Так он разрывает связь с сообществом компромисса, чтобы в финале подарить приятелю импортное пальто (последний якорь житейского благополучия) и уже всерьез завещать «мечтать о чем-нибудь великом». … Во многом эта отрешенность — заслуга исполнителя главной роли Федора Дунаевского... Всю ходульность, выспренность, что осталась в фильме от шахназаровской повести, он играл с хорошо заметной флегматической неохотой. Будто бы роль в этой не самой интересной истории волнует его так же мало, как социальная роль — его персонажа. Они вызывают одинаковую тоску и недоумение, вялое желание побега. Актер следует сценарию, но всем видом показывает, что ему, в сущности, не место в этом фарсе. Покорно присутствуя в кадре, он уже готов к исчезновению. Этот странный, возможно, не продуманный режиссером разлом, возникающий в самой центральной фигуре, и придает «Курьеру» особенное болезненное обаяние» (Гулин, 2020). Гулин И. Повесть о настоящем советском человеке // Коммерсантъ Weekend. 2020. № 8. С. 26. https://www.kommersant.ru/doc/4284434#id1873884

-7

Итак, это были мнения кинокритиков

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020

P.S. № 1. Мою статью о Карене Шахназарове, где, в частности, я пишу и о «Курьере» (кстати, К. Шахназаров ее читал, и ему в принципе мой текст понравился), можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/karen-shahnazarov-baloven-sudby-5cf55b6895ea7300af2173f1

P.S. № 2. А вот здесь можно прочесть монографию «Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа» (М., 2019): http://kinopressa.ru/fedorov_sh19