Найти в Дзене
хочу новую полочку

Чтение опасно для вашего здоровья

Оглавление

Недавно в книжном мире произошла история, которая, как мне кажется, ставит важные этические и правовые вопросы для индустрии в целом.

Краткое содержание: в 2019 году сервис самиздата Rideró опубликовал в своем блоге статью об одном авторе, успешно зарабатывающем на этой платформе. Статья была снабжена тегами «Rideró рекомендует», «Истории успеха» и не содержала комментария редакции. Пока в мае 2020 года на текст не наткнулся критик Сергей Лебеденко.

Скриншот с сайта Литрес
Скриншот с сайта Литрес

Дело не в том, что под псевдоним Патрик Дж. Холл скрывается Екатерина из Одессы, у автора есть право на псевдоним. Проблема в том, что Екатерина выдает себя за американского врача-сексолога с большим опытом работы. При этом мы не знаем, есть ли у настоящего автора медицинское образование в принципе.

Правовая сторона

Если бы книги Патрика Дж. Холл стояли в разделе «художественная литература», а на обложках шрифтом размером с заголовком было написано «художественное произведение» / «литературная мистификация», то вопросов бы не было.

Кстати, на обложка нет и блямбы «18+». Хотя всё очевидно по заголовкам, по закону «о защите детей от информации…» возрастная маркировка обязательна для всех книг.

Но книги стоят в разделе «энциклопедии и справочники», а в аннотациях нет намека на подлог. И это уже нарушение прав потребителя, буквально введение потребителя в заблуждение.

Это не вопрос цензуры. Такие книги сродни фейковым новостям, за распространение которых можно получить штраф. Мне нравится цитата, которую я впервые встретила у Дэниела Левитина в «Путеводителе по лжи»:

«Каждый, конечно, имеет право на собственное мнение, но не имеет права на собственные факты».

Честно говоря, вместо отслеживания возрастных маркировок, лучше бы Роспотребнадзор занялся серой зоной псевдомедицинских книг.

Источник: https://www.seanmundyphotography.com/shop/bookburningposter
Источник: https://www.seanmundyphotography.com/shop/bookburningposter

Этическая сторона

Я понимаю, что издательства и платформы хотят зарабатывать. А жанровая литература с кричащими заголовками пользуется спросом. Но где-то должны проходить границы. А если границ нет, то бойкот со стороны потребителей и дискуссия в СМИ должны подтолкнуть к их установлению.

Слова, за которые одну «женщину года» практически затравили, в разы мягче, чем дискриминирующие высказывания Патрика Дж. Холла.

В этой ситуации позиция платформы «у нас свобода слова, отстаньте» — прикрытие для «нам плевать на то, как повлияет эта книга на людей и на то, какую среду мы формируем в стране, мы зарабатываем деньги как можем».

Мне кажется, что издание и распространение книг (пусть даже в виде платформы-посредника) все-таки накладывает определенную ответственность. И есть издательства, которые действительно отвечают за то, что они издают. Жаль, что у большинства читателей вряд ли найдется время, чтобы разбираться с репутацией издателя и автора.

***

В качестве послесловия любопытный факт: когда разразился скандал с допингом велогонщика Лэнса Армстронга, некоторые американские библиотеки демонстративно переставили его автобиографию в раздел «художественная литература». Вот это я понимаю позиция.

Всегда, когда речь заходит о псевдоэкспертности, мне хочется переслушать речь А.А. Зализняка: «Истина существует…» Послушайте и вы: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430463/430464.

***

Пишу лонгриды здесь, рецензии и выписки — в моем телеграм-канале https://tele.click/abiblio/.