7 причин, почему фильмы Бондарчука получаются хуже, чем могли бы. Спойлер - дело не в отсутствии таланта.
Я не считаю, что Фёдор Бондарчук - бездарность. Это крепкий постановщик, который умеет снимать эффектно. Он не претендует на звание большого "автора" и на фестивальные награды. Его ниша - это массовый, броский боевик, ориентированный на широкую аудиторию. Этакий "русский Ренни Харлин". Вдобавок Фёдор - прекрасный актёр и могущественный продюсер.
Сразу скажу, что про "отсутствие таланта" я говорить не буду, потому что "режиссура" - это ещё и профессия, а любому ремеслу можно обучиться, не обладая задатками гения. Итак, рассмотрим 7 причин, почему у Бондарчука не получается снять "бомбу".
Прошу рассматривать все эти факторы вкупе, потому что они взаимосвязаны.
1. Плохие сценарии. Бондарчук - не драматург, а режиссёр, который работает с чужими текстами. Он создаёт классную картинку, но за ней ничего нет, и это, в первую очередь, вина сценаристов. Они пишут неплохие сериалы, но работа над полным метром и проектом для ТВ - это немного разные вещи. Тут надо сделать сноску, что сценаристика - это главная беда всего отечественного кино, и Бондарчук не может решить её в одночасье. Его косяк в том, что он не выработал драматургическое чутьё.
2. Клипмейкерское прошлое. Фёдор мыслит, как клипмейкер. Это отражается на его визуальном повествовании. Лишь единицы способны перестроиться с одного типа постановки на другую.
3. Актёрское настоящее. Говорят, что из актёра не сделать режиссёра. Дело в том, что люди этих профессий мыслят по-разному. Актёр в работе нацелен на процесс (прожитое в груди чувство), а режиссёр - на результат (эмоция в кадре). Если актёр будет работать на результат, то эмоции будут картонными, не подкреплёнными изнутри. А если режиссёр будет работать на процесс, то драматургия потеряет концентрация и динамику. Возможно, поэтому драматические сцены в его фильмах выглядят искусственно.
4. Он не знает русской жизни. Бондарчук воспитан в семье деятелей культуры и работает в высшем обществе, он банально не знает, чем живёт и дышит русский мужик и родная страна. Вот Быков и Хлебников знают Россию, а Бондарчук - нет. Фёдор отслужил в армии, поэтому "9 рота" - сильнее и глубже других работ.
5. Нехватка времени. Взгляните на биографию Бондарчука: он снимает, снимается, продюсирует, ведущим подрабатывает, занимается ресторанным бизнесом, политикой. Когда он всё успевает??? А ведь выпустить фильм - это кропотливая работа, занимающая от 1,5 до 2 лет. Фёдор хочет успеть и тут, и там, но, как известно, за двумя зайцами погонишься...
6. Общее положение дел в российской киноиндустрии. Немного математики. Бюджет "Вторжения" - 9 млн долларов, в России - это супер-пупер-блокбастер с кучей рекламы, бомбическими спецэффектами, инопланетянами и кучей всего. Что можно снять за такие деньги в США? "Солнцестояние". Умный, но скромный фильм УЖАСОВ, снятый на минимуме локаций и без крупных звёзд. Но "Солнцестояние" - исключение из правил. На одно "Солнцестояние" приходится 9 низкопробных фильмов с тем же бюджетом. Как я уже говорил, Бондарчук - не гений, вот фильм с его бюджетом и попадает в эти обычные 90%. Но при этом за эти деньги он умудряется и Москву затопить, и инопланетян нехило нарисовать. Если ещё раз провести параллель его квалификации с Ренни Харлином, то у его фильмов в Голливуде был бы бюджет в 30-50 миллионов долларов, а значит более квалифицированные специалисты и сценарий посильнее.
7. Статус фамилии "Бондарчук". Фёдор - обычный человек, и над ним довлеет авторитет отца, который снимал эпопеи и трагедии национального масштаба. Как и любой амбициозный человек он хочет стереть клеймо "сын Сергея Бондарчука" и снять что-то лучше, чем отец. А, скорее всего, не просто лучше: а громче, масштабнее и глубже. Он очень старается: добывает огромные, по российским меркам, бюджеты, гремит по всем каналам, создаёт информационную шумиху, но на выходе получается лишь пародия на работы Сергея Бондарчука. Возможно, ему стоило бы и дальше снимать среднебюджетные фильмы вроде "9 роты", но и тогда он бы остался в тени отца.
И вот в этом есть его личная трагедия. Возможно, он так и останется всего лишь "сын того гениального Бондарчука". Мне кажется, в глубине души он не может смириться с тем, что его уровень - это боевик Ренни Харлина, а не всеобъемлющей эпос о русской жизни.
Я уважаю Фёдора, потому что он хорошо развивает отечественный кинобизнес: привлекает огромные деньги, приглашает зарубежных спецов и разрабатывает кучу проектов. В отличие от Бекмамбетова Бондарчук не поехал искать счастья за границей (хотя, я думаю, связей у него хватает), а пытается снять качественно на Родине. Я искренне верю, что у него получится.