… мы можем видеть одну и ту же Истину различно с разных точек зрения…
Фактически любая проблема с глазами у людей начинается от неправильного положения трёх позвонков шейного отдела позвоночника, действующая на положение и фокус зрачков через мышцы. Такое состояние может образовываться, например, от сна, когда ребёнок разворачивается на животик и от этого зарывается лицом в подушку. Возникающее в шее мышечное напряжение образует блок, который и смещает позвонки.
Это вызывает такое положение глаз, при котором зрительные оси, немного сдвинуты или смещены в сторону и от этого не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону, вправо или влево, реже вверх или вниз – могут встречаться и различные сочетанные варианты.
Когда глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся, более частый вид нарушений, а если к виску, расходящийся – встречается значительно реже. Косить может лишь один глаз или оба. Отсюда родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка смотрят “неправильно”.
Косоглазие – это не только проблема внешнего вида. Эффект косоглазия является следствием нарушений восприятия и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка. При косоглазии снижается острота зрения, нарушаются связи между правым и левым глазом, а также правильный баланс между мышцами, которые двигают глаза в разные стороны. Кроме этого, здесь нарушается способность к объемному зрительному восприятию.
Косоглазие может быть, как врожденным, так и возникшим в раннем детстве, если родители не грамотны или невнимательны к своему чаду. Если патология проявилась до 1 года, то ее называют рано приобретенной. Но возможно возникновение болезни и в 6 лет и старшем возрасте.
Традиционно, косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет, так как при рождении ребенок еще не умеет смотреть двумя глазами, а способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом любое отклонение зрительной оси от точки фиксации нужно квалифицировать как косоглазие, и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы. Это касается даже таких, казалось бы, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие.
Одновременно с нарушением зрения всегда нарушается и психоэмоциональное состояние здоровья, а ребенок проявляет гиперактивность, затем, постепенно, начинаются проявляться и различные соматические заболевания. Тут всё взаимосвязано с изменённой работой головного мозга.
Наиболее часто косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью. Здесь малыш плохо видит предметы, находящиеся вблизи. Косоглазие также может развиваться у детей с астигматизмом. При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие – за или перед ней, встречаются и более сложные случаи. В результате человек видит искаженное изображение.
Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое отражение в овальной чайной ложке. Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Но хотя сама картинка при астигматизме может быть размытой и неотчетливой, человек обычно не осознает этого искажения, так как головной мозг исправляет его восприятие.
Косоглазие может встречаться и при близорукости – когда ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали. При косоглазии на постоянно косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения – амблиопия. Это заболевание, при котором один из двух глаз почти или вообще не задействован в процессе зрения. Фактически глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную. В результате он просто подавляет работу одного глаза, но если какой-либо орган не работает в организме, он всегда атрофируется.
Такое осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в мозг изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Это состояние приводит к еще большему отклонению этого глаза, то есть косоглазие ещё усиливается.
Процесс потери зрения зависит от возраста возникновения патологии. Если это произошло в раннем детстве, в первый год жизни, то снижение остроты зрения бывает очень и очень быстрым. Причинами возникновения косоглазия обычно бывают:
неправильный образ жизни в семье ребёнка;
физические повреждения в верхней части шейного отдела позвоночника;
образование мышечных блоков в шейном отделе от неправильной позы сна с разворотом на живот;
последствия инфекционных заболеваний ребенка и неврологические болезни;
высокая температура, свыше 38.°С;
психическая или эмоциональная травма;
В медицинской практике встречаются более 20 различных типов косоглазия. Внешне, все они проявляются отклонением зрительной оси от точки фиксации, но по своим причинным факторам и механизму развития, а также по глубине нарушений сильно отличаются друг от друга и каждый тип требует своего индивидуального подхода.
К сожалению, среди медиков бытует мнение, что до 6-летнего возраста ребенку с косоглазием ничего делать не нужно и все само пройдет. Это величайшее заблуждение. Любое отклонение глаза в любом возрасте следует считать началом болезни. Если не предпринимать никаких мер, может произойти потеря остроты зрения, и тогда лечение потребует гораздо больше сил и времени, а в некоторых случаях изменения могут стать почти необратимыми. В таких случаях мой подход помогает значительно чаще, так как здесь существует возможность вернуться назад и там, в прошлом, что-то исправить.
Иногда косоглазие бывает мнимым: из-за широкой переносицы новорожденного родители подозревают наличие этого дефекта зрения, а его на самом деле нет – то есть проявляется зрительный обман или иллюзия. У новорожденных глаза посажены очень близко, а переносица, в связи с особенностью их лицевого скелета более широкая. В дальнейшем по мере формирования лицевого скелета расстояние между глазами увеличивается, а ширина переносицы уменьшается.
В таком случае все действительно с возрастом проходит, и исправлять ничего не нужно, но определить, мнимое это косоглазие или реальное, может только специалист. Любое подозрение на отклонение от нормы должно насторожить родителей и подвигнуть к скорейшему посещению детского офтальмолога.
Мои способы лечения значительно отличаются от общепринятых методик, так как я занимаюсь всегда сначала основной причиной, вызвавшей заболевание, а потом уже её следствием. Зачастую я работаю, не видя даже самого ребёнка, так как присутствует только мать или отец. А медики это делают всегда наоборот. Они убирают следствие, не видя основной причины, поэтому их результат часто смазывается или затягивается сам процесс лечения на более долгий срок.
В их лечении, к консервативной части, относят методы, направленные только на повышение остроты зрения. При наличии дальнозоркости или близорукости, по показаниям, ребенку подбирают очки. Иногда они полностью исправляют косоглазие. Однако одного ношения очков бывает недостаточно, так как очень важно научить ребенка объединять изображения с правого и левого глаза в один образ. Достигается это посредством комплекса лечебных мероприятий, проводимых курсами несколько раз в год.
Такое консервативное лечение проходит в игровой форме. Кроме этого, используется метод окклюзии – закрытие повязкой здорового глаза в течение определенного времени каждый день, для того чтобы ребенок приучался больше полагаться на слабый глаз.
Следует особо отметить, что успех лечения косоглазия полностью зависит от правильно подобранной индивидуальной тактики лечения. Комплекс традиционного лечения часто предполагает применение как консервативного, так и, в большинстве случаев, хирургического пособия. При этом к операции просят относиться не как к альтернативе консервативному лечению.
Медики, не видящие состояния мышечного каркаса и самой причины заболевания глаз, считают хирургию лишь одним из этапов лечения, место и время которого зависят от типа косоглазия и глубины поражения зрительной системы. И обычно до хирургического лечения и после него советуют проводить консервативные терапевтические мероприятия, направленные на повышение остроты зрения, для восстановления связи между глазами и стереоскопического объемного зрительного восприятия, что достигается с помощью специальных упражнений.
Традиционно для этого применяют методики, позволяющие повысить функциональное состояние зрительной части коры головного мозга, чтобы заставить зрительные клетки коры работать в нормальном режиме и тем самым обеспечивать правильное и четкое зрительное восприятие. Такие методики носят чисто стимулирующий характер. Занятия проводятся на специальных приборах в амбулаторных условиях курсами по 2–3 недели несколько раз в год. То есть основное лечение всегда растянуто надолго – на годы.
В дальнейшем по ходу лечения, на определенном этапе, при наличии высокой остроты зрения и восстановлении способности к слиянию двух образов с левого и правого глаза в единый зрительный образ, при наличии отклонения глаза, рекомендуют проводить хирургическое вмешательство на мышцах глаза. Операция направлена на восстановление правильного баланса между мышцами, приводящими в движение глазодвигательные мышцы.
Проводимая операция не заменяет терапевтические методики, а лишь решает конкретную задачу, которую невозможно решить консервативно. Для решения вопроса о сроках проведения хирургического вмешательства имеет значение наличие у пациента достаточной остроты зрения. Чем раньше поставить глаза в симметричное положение при прямом взоре, тем лучше. Тут специальных ограничений по возрасту не делают.
При врожденном косоглазии особым фактом, оказывается возможность закончить хирургический этап не позже 3 лет, а при приобретенном – в зависимости от сроков достижения на консервативном этапе лечения и хорошей остроты зрения и восстановления потенциальной способности к слиянию изображений с двух глаз в единый зрительный образ. Такая тактика хирургического лечения разрабатывается в зависимости от типа косоглазия.
С точки зрения нашей хирургии лечение постоянной формы косоглазия с большой величиной угла косоглазия, когда глаз отклонен значительно, не представляет большой трудности. Чего-чего, а резать у нас умеют. Эффект таких операций для пациента очевиден. А для хирургов с определенной квалификацией он никогда не составит труда. Им трудно оперировать лишь косоглазие с непостоянными да малыми углами.
В настоящее время уже применяются технологии проведения разреза без применения режущего устройства, когда ткани не рассекаются, а как бы раздвигаются высокочастотным потоком радиоволн, обеспечивая бескровное обнажение операционного поля. Такая микрохирургическая техника операций при косоглазии, применяет общее обезболивание со специфическим наркозом, позволяющим полностью расслабить глазодвигательные мышцы. В зависимости от объема операции её длительность составляет от 20 минут до полутора часов.
Ребенка выписывают домой на второй день после операции. При отсутствии вертикального компонента, когда глаз не смещен вверх или вниз, делают две операции на одном и втором глазе, в зависимости от размеров глазного яблока и типа косоглазия. Чем раньше достигают симметричного положения глаза, тем благоприятнее перспектива излечения.
Считается, что к школе ребенок с косоглазием должен быть максимально реабилитирован. Если заниматься проблемой косоглазия комплексно, то излечение происходит в 97% случаев. Благодаря своевременно вылеченному заболеванию ребенок может нормально учиться, хотя по-моему, ещё не полностью избавляется от психологических проблем из-за оставшихся, скрытых нарушений мозгового кровообращения. Это можно обнаружить просто по резонансу человека. Если он выше 2,6 Герца, то скрытые нарушения имеются. А такие дефекты раскрываются с годами, постепенно и что бы понять о наличии дефектов, нужно знать резонанс.