В конце марта в Орле приостановили работу общепита, торговых центров, парикмахерских и других организаций, кроме «инфраструктурных». Сначала ограничения должны были действовать до 5 апреля, но позже их продлили до 1 мая. Предприятия оказались под ударом. У некоторых выручка упала, но большинство сфер бизнеса её лишись полностью. При этом нужно найти деньги на зарплаты сотрудникам и расплатиться по аренде. Как орловские арендаторы переживают пандемию? Стоит ли считать арендодателей «вселенским злом»? И что там на счет форс-мажора и обстоятельств непреодолимой силы? «ОН» разбирался в ситуации.
Спасительная соломинка для некоторых
В правительстве Орловской области неустанно повторяют, что бизнес имеет право на беспроцентные кредиты на выплату заработной платы, а также на реструктуризацию кредитов. Появился даже список особо пострадавших системообразующих организаций региона, которые полностью освободили от налога на имущество и прибыль, а также налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В этот список вошли гостиницы, общепит, турфирмы, кинотеатры, сфера бытовых услуг и другие. Более того на три месяца ввели мораторий на арендные платежи бизнесменам, которые арендуют государственное или муниципальное имущество. Но, как оказалось, и эти бизнесмены за спасительную соломинку ухватиться пока не могут.
«Очень сложно говорить, сейчас пока только заявляют, но как дальше будет, никто не знает. В правительстве говорят, будет мораторий на аренду для государственных и муниципальных помещений. Мы разговариваем с теми, кто уже написал заявление об обнулении арендных платежей, они говорят, что ответов пока не получили. По факту и эти люди висят в воздухе. Возможно ответы придут, когда все мы выйдем из карантина», - объяснила директор торгово-промышленной палаты региона Светлана Ковалева.
Вопросы арендных отношений оказались на втором месте после форс-мажора по обращениям в областное правительство, омбудсмену по правам предпринимателей и торгово-промышленную палату. Некоторые предприниматели коммерческих площадей не могут договориться о снижении арендной ставки на время карантина или даже об арендных каникулах. Кто-то эти разбирательства еще не начинал, ожидая четкой инструкции от государства. Должны ли арендодатели идти навстречу своим партнерам? На чьей стороне закон? В данном контексте пока ясно одно – государство не может обязать арендодателей идти на уступки своим партнерам. Поэтому на кого-то «давят» сами партнеры, кто-то старается отнестись к ситуации по-человечески.
Ручной режим или как обстоят дела в орловских торговых центрах
В Орле арендные отношения в настоящий момент регулируются исключительно вручную. В зависимости от площади торговых мест, оборота и сферы бизнеса арендодатели индивидуально стараются решать вопросы оплаты арендных платежей.
«У нас порядка 50 компаний. Всем сейчас очень тяжело, но мы стараемся рассматривать каждый случай – у нас тоже зарплата, кредиты, коммунальные платежи и налоги. Где-то уступаем, а где-то нас понимают. В большинстве своем учимся договариваться, потому что, если начинаешь говорить про 100% оплату, все сразу – мы съезжаем, нас такое не устраивает. Поэтому, конечно, стараемся найти понимание, - рассказал «ОН» генеральный директор бизнес-центра «Модус» Андрей Мохов.
Сделать все, чтобы после пандемии партнеры заняли свои прежние торговые места, стараются и в гипермаркетах «Европа». «Нам важно, чтобы магазины продолжили свою работу, когда это будет возможно, сотрудники работу не потеряли. Максимально стараемся найти выход из сложившейся ситуации совместно и сохранить своих партнеров», - заявили в отделе аренды.
К примеру, владелец недвижимости под аренду в Орле Владимир Тильман сделал 30% скидку своим арендаторам. Владельцы еще нескольких крупных офисных зданий в центре города решение о послаблениях принимают, исходя из специфики компаний, которые снимают у них площади.
Единственным торговым центром, который полностью объявил о прекращении начислений арендных платежей, стал ТЦ «Радуга». Своим арендаторам там сообщили еще в первый день «карантина», что брать деньги за аренду не будут. Эта мера будет действовать, пока ТЦ не откроют вновь.
ГРИНН, казалось бы, тоже готов идти навстречу своим партнерам. Там готовы рассмотреть варианты снижения либо обнуления арендной платы, но только в случае предоставления им каких-либо льгот со стороны регионального правительства. Они уже написали властям соответствующее обращение. Хуже всего с «договоренностями» обстоят дела в ТЦ «Наугорское» и «Атолле».
Вселенское зло или почему мы все в одной лодке
В торгово-промышленно палате считают, что владельцев крупных торговых центров и офисных зданий считать монстрами, которые заботятся только о своем кошельке, нельзя. Сейчас уже не 2000-е, когда такой бизнес позволял грести деньги лопатой. В ТПП отмечают, что большинство коммерческих структур на этом рынке такие же предприниматели, которые несут такие же затраты.
«Работает ТЦ или нет, постоянные издержки остаются – по коммуналке, охране. Они вынуждены все это платить. Большинство брали кредиты, чтобы запустить свое направление. А банки им также отказывают по реструктуризации или каким-то льготам. Я разговариваю с крупными арендодателями, они все спрашивают – а мы обязаны им давать отсрочку? Сейчас в данном контексте, конечно, не обязаны. Государство не может обязать. Но ведь независимо от того, работает или нет магазин в ТЦ, его товар находится там. С другой стороны, чем платить, если выручки нет. То есть правы и одни, и другие. Многие предприниматели считают арендодателей вселенским злом. Но у них тоже есть обязательства, потому что не вышли еще из кризиса 2014 года. Большинство говорят о том, что готовы «подвинуться», но не настолько, чтобы совсем простить арендные платежи. Сейчас я работаю как психолог и медиатор, задача такая, чтобы людям объяснять, что мы все в одной лодке. И если каждый начнет сейчас тянуть на себя, то мы все потонем», - убеждена Светлана Ковалева.
По ее мнению, арендодатель вполне может просчитать сумму затрат и постоянных издержек, которые нельзя не платить, и таким образом вывести сумму, которую необходимо собрать с арендаторов. Такая мера будет в данной ситуации наиболее справедливой. Нельзя забывать и о помощи со стороны государства.
«Важно чтобы и государство сейчас понимало, что им надо помочь и простить налоги. У государства есть подушка безопасности, компенсационный фонд, надо отменить налоги и тем, кто сдает и тем, кто снимает площади, чтобы через месяц-два, но все-таки они вышли на работу».
«Разрушили экономику» или почему нужно смотреть на проблему глубже
Смотреть на проблему глубже призывает депутат горсовета и владелец ТЦ «Водолей» Олег Карпиков. По его словам, они тоже никого не бросают и решают вопросы с каждым индивидуально. Но вопрос, почему помогают одним и не обращают внимания на других, никого не устраивает.
«Формулировка «идти навстречу» неприемлема. Мы все оказались в одинаковой ситуации, мы все коммерческие структуры. Это не слово идти навстречу, а взаимодействовать одной командой. К сожалению, пока от федерального и регионального правительства я не слышу слов о конкретных мерах поддержки. Даже не слов поддержки, какая поддержка? За наши налоги, которые мы платим, нас поддерживать? Верните нам часть уплаченных налогов хотя бы на зарплаты сотрудников. А пока только популистские фразы властей о нерабочих днях с сохранением заработной платы. А откуда мне взять деньги, чтобы эту зарплату сохранить? Мы не вошли в список особо пострадавших предприятий. Мы в конце апреля вынуждены заплатить все налоги, никакие отсрочки мы не получаем и не получим. То есть я плачу налоги, а они ими распоряжаются, как хотят, не учитывая какие-то отрасли экономики. Как будто у нас нет людей и рабочих, которым нужно платить зарплату. Что значит помогать одним и бросать других? И, если выбрали сферу, кому помогать, помогайте всем, вне зависимости от того, у кого они арендуют - у государства или частника. Все очень печально, но на ситуацию нужно глядеть глубже. Нам все остановили, а потом кому-то стали давать разрешения, а кому-то не давать. А почему изначально нельзя было поступить по-другому и разрешить работать на особых условиях - обязать всех в торговых центрах носить маски и перчатки, установить санитайзеры, все как в больнице. Но дать возможность людям работать и не рушить экономику», - поделился своими размышлениями Олег Карпиков.
В правительстве Орловской области хоть и заявили, что ввели моратории на арендные платежи по государственным и муниципальным помещениям, активизироваться просят все сферы бизнеса. Вне зависимости, арендуешь у частника или государства, идешь на встречу арендаторам или не можешь уговорить арендодателей – всех просят писать в департамент экономического развития области.
«Поскольку механизм новый и неопробованный, я предлагаю не ждать, пока вам что-то предложат, а писать самим письма на арендодателя и параллельно нам. Тогда мы вместе будем «толкать» эту тему. Потому что правительство однозначно говорит, что будет компенсировать эти затраты региональным бюджетом, а губернатор соответствующий пакет документов уже подписал. Это касается всех, к каждому документу мы будем, что называется, приделывать чиновничьи ноги. Потому что у всех разные формы собственности и формы аренды. И не может быть единого документа и стандартного механизма. По каждому случаю будем решать индивидуально», -отметил начальник департамента промышленности и торговли Орловской области Геннадий Парахин.
Сертификат форс-мажора или обстоятельства непреодолимой силы
В интернете изобилует информация о взаимосвязи форс-мажора и обстоятельств непреодолимой силы с пандемией. Сообщается, что во время простоя, чтобы снять с себя нагрузку по аренде и другим платежам, достаточно обратиться в торгово-промышленную палату и запросить так называемое заключение о форс-мажорных обстоятельствах. На деле же оказывается, что получить этот документ труда не составит, но вряд ли он станет тем самым гарантом спасения.
«Самое ужасное, что и я заблуждалась по поводу сертификатов форс-мажора. Я думала, что если форс-мажор, то значит все – все свободны и всем спасибо, проблемы будут решены, - рассказывает президент ТТП Светлана Ковалёва. - Но гражданский кодекс говорит, что чтобы не произошло, ваши обязательства никуда не деваются. Вы можете рассчитывать на то, что при форс-мажорных обстоятельствах с вас не взыщут пени и неустойки, но если вы не договоритесь со своим арендодателем, налоговой или банком, то вам все равно придется платить. Платить, если ли в стране не объявлено ЧС, а у нас еще никогда такого не было, там за все платит государство. Во всех остальных случаях платите вы. Единственное - этот сертификат может помочь в суде. Форс-мажорная справка дается конкретно по каждому договору, это не типовой документ. Каждый договор рассматривается, принимается решение. Но то, что у вас нет клиентов, нет потоков, а значит нет денег, пусть даже вследствие коронавируса, на обязательства по договору не влияют и не является основанием отмены арендных платежей».
Поэтому решать проблему только в диалоге и компромиссе призывают в торгово-промышленной палате. Подсказать и научить как, кстати, там тоже могут. В ТПП работает даже специальная горячая линия +7-930-869-50-50.
К слову, как заверили «ОН» в правительстве области, будет решен и вопрос о дополнительном снижении арендных платежей для предпринимателей центрального рынка Орла. Собственник снизил аренду только на 50%. «Дополнительные постановления помогут узаконить дальнейшее снижение арендной платы», - добавил Парахин.