В этой статье я подробно расскажу о девятом эпизоде сериала. Если порядковый номер серии вас несколько смущает, то рекомендую ознакомиться с этой статьёй 😉
Название эпизода: "Грей" (Gray)
Автор сценария: Роберт Кокран (также написал "Благотворительность" и "Измена")
Режиссёр: Кен Джиротти
Злодей: Илья Бенко
Сюжет: директория Отдела попадает в руки перекупщику и, прежде чем он успевает продать её обратно, теряется. Чтобы сбить со следа террориста Илью Бенко, Отдел приказывает Никите завести отношения с архитектором Греем Уэлманом.
Интересные факты.
💣 Это первый "сдвоенный" эпизод сериала. Впоследствии авторы будут делать сюжетные арки в начале и конце каждого сезона.
💣 Идея с любовником вне Отдела была заимствована напрямую из фильма Люка Бессона "Никита", но несколько изменила своё значение. В фильме мужчина символизировал потерянную свободу и что-то настоящее, к чему рвалось сердце главной героини. В сериале Никита также влюбляется в Грея, но сразу очевидно, что её отношения с Майклом куда глубже и интересней.
💣 По словам Кристофера Хейна, именно с этого эпизода был найден идеальный баланс между экшеном, драмой, напряжением и юмором. Каждому персонажу здесь отдаётся своя роль, и при этом остаётся достаточно времени приглашённой звезде Каллуму Киту Ренни (Грею).
💣 Именно в этом эпизоде создателей осенило, что делать со съёмками при низких температурах — действие нужно помещать в города Восточной Европы. Этой тактики они будут придерживаться во всех пяти сезонах.
💣 Когда Илья Бенко передаёт Майклу останки оперативники Первого Отдела в коробке, тот говорит: "Спасибо". Этой фразы не было в сценарии, и Рой Дюпюи просто пошутил во время съёмок. Эта короткая реплика так понравилась создателям, что они решили её оставить.
💣 В изначальном варианте сценария присутствовала короткая сцена, в которой шеф высказывал своё недовольство Биркоффу по поводу неудачного "полицейского" расследования и того факта, что директорию так и не удалось найти. Эту сцену вырезали и решили заменить разговором между шефом, Майклом и Мэдлин, в котором шеф злится, что Никита по-прежнему не видит за деревьями леса.
— Почему она до сих пор не уяснила?
— Он гражданский, ни в чём не виноват.
— Разве она не понимает, что на кону?
💣 В изначальном варианте сценария Никита впервые сталкивается с Греем в кофейне. Позже локацию заменили на библиотеку, чтобы подчеркнуть "общий" интерес к архитектуре.
💣 Имя злого профессора, которое упоминает Грей, — Зейлор — это своего рода "внутренняя шутка" для создателей сериала. Джудит Зейлор была старшим вице-президентом компании Warner Bros., продюсировавшей сериал, и поддерживала хорошие отношения со съёмочной группой "Никиты".
💣 Фамилия Мэдлин не раскрывается в сериале, но, по одной из фанатских версий, она может быть "Фрэйн". Именно эта фамилия указана на табличке, когда Мэдлин допрашивает Грея.
💣 В этом эпизоде впервые появляется Мик Штоппель. Здесь он просто грубый наёмник, имеющий связи с Бенко, но "весёлый" фон, с которого он звонит террористу, уже намекает на дальнейшее развитие персонажа. Фамилия "Штоппель" изначально писалась "Stoppel" в честь известного шахматиста Франца Штоппеля. Сценарист Роберт Кокран обожал шахматы и не упустил случая назвать побочного персонажа именем своего любимого спортсмена. Позже, когда Мик вернётся во втором сезоне, сценаристы допустят банальную ошибку и напишут его фамилию "Schtoppel". Именно так она и закрепится до конца сериала.
💣 В изначальном варианте сценария, когда Отдел забирает Бенко в конце серии, действие развивалось несколько иначе. Бенко подозревал, что ожерелье, которое взорвали на статуе, было ненастоящим, и что настоящее до сих пор находится на Никите. Майкл понял это по взгляду террориста и быстро выстрелил ему в руку, таким образом отбрасывая детонатор в снег. Всё это изменили, чтобы продемонстрировать, что Никита не боится смерти, и готова взлететь на воздух вместе с Бенко. В этой сцене Майкл боится за её жизнь чуть ли не больше, чем она сама.
💣 В изначальном варианте сценария директория всё же была найдена. В самом конце, когда Никита приходит на ужин к Уэлману, она запинается о старый журнал, лежащий на полу. Когда она поднимает его, оттуда выпадает микро-диск. Уэлман говорит, что журнал, должно быть, подбросил под дверь его друг, и спрашивает, что это за диск. Никита отвечает, что "ничего важного", и они идут ужинать. В итоге, сценаристы предпочли оставить вопрос с директорией открытым и вернулись к нему в серии "Война".
Вырезанную сцену с русскими субтитрами можно посмотреть здесь:
Локации.
🏡 Осгуд Холл — исторический памятник в центре Онтарио. Здание было построено в 1832 году и изначально служило для размещения высших юридических органов и юридической школы. Названо в честь Уильяма Осгуда, первого верховного судьи в Верхней Канаде (теперь — провинция Онтарио). На данный момент в здании находится Высший апелляционный суд и юридическая библиотека.
В сериале здание "играло" роль Праги — того места, где проводился аукцион между Бенко и Отделом. Позже мы также увидим его в третьем сезоне в серии "Погружение во тьму".
🏡 Церковь Святой Троицы в Торонто. Англиканская церковь, построенная в 1847 году. В сериале Никита и Грей прогуливаются мимо неё на первом свидании.
🏡 Либерти Стрит. Улица в индустриальном районе Торонто. Раньше там находились заводы, но с 90-х годов началось запустение. Сейчас район пытаются восстановить и строят там многоэтажные дома. В сериале именно там проходит встреча (и последующая перестрелка) Майкла, Бенко и Хардина.
🏡 Площадь Нейтана Филиппса. Одна из центральных площадей Торонто, на которой находится мэрия города, а также искусственный пруд, зимой превращающийся в каток. Названа в честь одного из мэров Торонто. В сериале Никита прогуливается с Греем по этой площади, когда они ждут Бенко.
Музыка.
🎶 Guru Stefan 'Tsunami'
Майкл приезжает в Прагу.
🎶 Morcheeba 'Howling'
Финальное столкновение с Бенко.
Комментарии создателей.
Роберт Кокран:
В "Грее" и "Выборе" мы хотели подобрать Никите мужчину, в которого она могла бы влюбиться. Мы впервые столкнулись с проблемой, которая потом всплывёт во втором сезоне (в серии "Особый отдел"): невозможность найти кого-то, способного соревноваться с Майклом/Роем Дюпюи. Просто нельзя было поверить, что Никита увлечётся кем-то ещё. Позже мы стали воспринимать это нормально — связь между центральными персонажами стала визитной карточкой сериала — но на начальном этапе это просто выводило нас из себя. В конечном итоге, мы просто отказались от идеи, что кто-то из них способен влюбиться в кого-то ещё. Даже жена Майкла не представляла никакой эмоциональной опасности для Никиты. С самого начала было ясно, что Майкл любил её только как мать своего сына, а не как женщину.
Мои комментарии.
🎬 Удивительно, как хорошо слажена эта серия, хотя самой Никиты здесь совсем немного, и в первой половине она почти не появляется. Обычно все события подаются именно через её восприятие, но здесь действительно выдержан баланс между персонажами и событиями.
🎬 Любопытно понаблюдать за отношениями между Никитой и Мэдлин. В начале серии Никита спрашивает старшую женщину, куда та уходит после работы и, естественно, получает уклончивый ответ. Диалог между ними протекает на дружественно-шутливой ноте, и сам тот факт, что Никита выходит с ней на контакт, говорит о существовании некой степени доверия.
В конце серии Мэдлин также даёт Никите дружеский совет:
Твои отношения с нами — это единственная реальность. Если ты это понимаешь и всё равно хочешь продолжить, то надеюсь, что он хорошо готовит.
Это наталкивает на мысли, что романтические отношения — как между оперативниками, так и вне Отдела — всё же были разрешены, но до определённой степени. Если не было проблем с расстановкой приоритетов (сначала работа, всё остальное — потом) и если отношения были всего лишь способом отвлечься, хорошо провести время, то руководство смотрело на это сквозь пальцы. Проблемы начинались только тогда, когда возникала сильная эмоциональная связь (что мы увидим в третьем и четвёртом сезоне между Майклом и Никитой).
🎬 Любопытный разговор также происходит между Мэдлин и Майклом.
— Как считаешь, она уже привязалась к нему?
— Они виделись всего пару раз.
— Я не об этом спрашивала.
— Не думаю.
— Хорошо. Но рано или поздно это произойдёт, с Уэлманом или с кем-то ещё. И когда это случится, сможешь ли ты с этим справиться?
— Почему нет?
— На этот вопрос только ты знаешь ответ.
Мэдлин в очередной раз демонстрирует, что всё про всех знает, — даже про чувства, в которых Майкл сам себе боится признаться. Бесценно, что он в этой сцене улыбается.
🎬 Очень нравится мне немой диалог между Майклом и Никитой, когда она приходит в Отдел с "ожерельем" и направляется прямиком к нему в кабинет. Тут чётко видно, как он переживает за её жизнь, — и позже, когда кричит на Биркоффа, и во время финального столкновения с Бенко.
В конце серии, когда Никита приходит к Грею на ужин, мы видим, что Майкл наблюдает за ними издалека. Делает ли он это по собственному желанию или по указке Отдела? И что чувствует?.. Создатели, как всегда, оставляют нас без ответа, позволяя решить самостоятельно.
🎬 В этом эпизоде на удивление много ненавязчивого юмора. Он есть и в сцене аукциона, и когда оперативники обыскивают дом Уэлмана ("Сколько у нас времени?" - "Пятнадцать минут".), и в диалогах между Вальтером и Никитой, и даже в диалоге между Биркоффом и шефом ("Я думаю, что он архитектор, который любит ездить на автобусе"). Всё это делает серию динамичной и почти что развлекательной. Следующий эпизод — "Выбор" — будет куда более драматичным.