Вступление
Под конец 2019 года я нашел статью. Она была про знания и навыки, которыми должен обладать дизайнер интерфейсов. В статье прослеживалась забавная мысль. Эта мысль заключалась в том, что дизайнер должен уметь понимать задачу, исследовать ее, предложить решение этой задачи, и обсудить, показав команде.
Думаю, что ты уже уловил основную мысль. Не трудно выделить главный навык из этого списка: навык общения, который позволит эффективно взаимодействовать с командой разработки, менеджерами, клиентами, пользователями продукта и другими дизайнерами. Сразу скажу, я согласен с тем, что было в той статье. Но забавно то, что в конце 2019 и на начало 2020 года дизайнеры, по мнению различных продуктовых команд, не умеют общаться. Тебе не кажется что здесь что-то не так?
Неужели проблема в общении начинается уже на этапе понимания самой задачи. Я думаю, что в целом так и есть, и не только у дизайнеров. Но я вещаю про дизайн, поэтому большинство ошибок может возникнуть в момент, когда дизайнер только начинает задавать вопросы на первом этапе, например: Это должно быть так? Да. Вы сформулировали в задаче что должно быть АБВ, правильно ли я понимаю что должно быть АБВ. Да. Это не ответы, а закрытые вопросы, на которые ты получишь или да, или нет. Если как дизайнер ты будешь задавать такие вопросы, то не раскопаешь сути.
Общайся. Это важно
Решить эту проблему тебе помогут открытые вопросы, которые ставят под сомнение те решения, которые приносили тебе заказчик или менеджер, когда отвечали на закрытые вопросы. Неплохой пример открытого вопроса: Почему это должно быть так? Пробовали вы что-то еще, чтобы решить эту задачу? И т.д.
Главное, что я хочу тебе донести: общаться и взаимодействовать в продукте с каждым отделом - это важно и часть твоей работы.
Так вот, после прочтения той статьи, я потом посмотрел с десяток другой вакансий на популярной площадке head hunter. Это не реклама, к сожалению. И посмотрел на список того, что нужно знать дизайнеру по мнению различных агентств, студий и продуктовых компаний. Этот список я объединил в две категории, так как любую профессию можно поделить на Hard skills и soft skills. Это два типа навыков.
Навыки
Hard skills - это технические навыки, то есть то, чем ты будешь непосредственно заниматься. Их легко можно измерить, например:
- Знание иностранного языка
- Скорость набора текста
- Вождение автомобиля
Soft skills - это твои личные и психологические качества, они не связаны с твоей профессией напрямую и их труднее измерить. Например:
- Умение общаться и работать в команде
- Управление временем
- Ответственность
Когда я сопоставил требования из вакансий и из других источников, то у меня получился базовый набор навыков, которые тебе помогут стать дизайнером.
Soft Skills дизайнера интерфейсов
- Умение общаться и работать в команде я уже подчеркнул. Это экономит время всем, так как иначе оно было бы потрачено на уточняющие вопросы. Подчеркну, что это проявляется не только устно, но и в деловой переписке. Что касается работы в команде, то здесь надо просто уметь слушать, презентовать, объяснять свои решения, уважать друг друга и принимать конструктивную критику, которая не должна переходить на оскорбления личные или твоих профессиональных навыков.
- Далее идет инициатива. Это означает, что ты не должен дожидаться каких-то команд чтобы что-то предпринять и действовать. Можно даже придумывать себе задачу. Это очень полезный навык в запуске новых проектов, функциональности или в моментах, когда нужно выполнить план с ограниченным ресурсом и бюджетом, особенно в стартапах. В компаниях это ценится потому, что показывает твою нацеленность на результат.
- Следующим пунктом часто можно встретить управление временем, причем как своим, так и в команде. Об этом столько книг, что я не в праве что-то советовать или предлагать, но этот навык нужно тренировать, чтобы расставлять приоритеты в продукте при проектировании. Важно понимать, что у времени есть свои границы, каждый день. Это ресурс, который не восстановить. Можно заполнить его бесполезными делами, а можно заполнить делами, которые работают на задачи и ведут к конечной цели. Главное исключить бессонные ночи. Это никому не помогает, а тебя делает бесполезным.
Этой базы достаточно, чтобы оптимизировать процессы на работе и повысить эффективность. Я бы внес в список еще критическое мышление. Оно поможет думать и работать более аккуратно, определять важное и второстепенное. Ведь как дизайнеру тебе надо понимать предметную область или целый рынок, а критическая оценка поступающей информации, которую ты обрабатываешь и отбрасываешь ненужное, поможет делать правильные выводы.
Hard Skills дизайнера интерфейсов
Английский язык
Начну с английского языка. Переведены ли гайдлайны гугла и эпла на русский? А веб-стандарты? Может последние новости в IT сразу пишутся на русском языке? Статьи на медиуме или на других новостных площадках про дизайн и интерфейсы? Нет. Они на английском. Точка.
Изучение теории дизайна
Продолжить хотелось бы с теории дизайна, но надо погружаться в эти темы, если они про интерфейсы. Поэтому я выделил следующее:
- Типографика
- Композиция и сетки
- Цвет
Проектирование
Это огромный блок про непосредственно дизайн интерфейсов. Где тебе надо:
- Понимать основы юзабилити
- Уметь создавать информационную архитектуру, проектировать схемы и карты, userflow
- Знать как устроен веб-сайт, то есть способы взаимодействия в вебе
- Знание гайдлайнов мобильных устройств iOS и Android, если ты проектируешь мобильное приложение
- Интерактивный дизайн и анимация. Можно даже сказать прототипирование — это лучший способ продемонстрировать ключевую функциональность продукта еще до передачи его в разработку.
- Важно уметь смотреть в аналитику, т.е. понимать метрики и т.д.
- Пользовательские исследования и в целом методы и техники, благодаря которым можно понять пользователей продукта. Соответственно это навык проведения тестирований, т.е. интервью, обработка всей полученной информации в отчет и прочее.
- Умение написать текст, так как контент предшествует дизайну. Согласись, что красивый дизайн без контента, это не дизайн, а украшение. И вообще умение донести пользователю «месседж» с помощью не графики, а текста - это крутая способность дизайнера.
Для начала этого набора навыков должно хватить с лихвой. Добавлю два последних пункта:
Инструменты и редакторы
Начнем с трех китов: Sketch, Figma, Adobe XD. Я рекомендую Figma. Кроме XD, важно знать другие программы от Adobe: Photoshop и Illustrator, но не весь функционал. Что касается прототипирования, то здесь все неоднозначно. Инструментов много. Они приходят и уходят каждый год. Боятся этого не надо. Для меня основные инструменты прототипирования: три кита, которые я озвучил ранее, потому что это экономит время, так как не нужно ставить и учить дополнительный софт, а стандартных возможностей редакторов хватает показать базовые взаимодействия. Далее идут исходя из моих предпочтений: axure, protopie, principle или верстка. Я не буду устраивать дизайн-срач из-за инструментов, поэтому если у тебя другой набор, то это не важно, если это решает твои задачи все окей.
Front-end
Последний пункт. Требование понимать основы html и css можно часто встретить в вакансиях. Так как тебе как дизайнеру надо понимать лишь ограничения и общаться на одном языке с командой разработки. Я рекомендую попробовать самому сверстать сайт, а затем, если будет интерес, и мобильное или веб-приложение. Это не займет много времени, потому что для этого уже есть все инструменты: учишь html, затем css, после этого погружаешься в javascript и фреймворки React (для веба) или React Native (для мобильных приложений). Звучит сложно, но никто от тебя это не требует прямо здесь и сейчас. Осваивай все постепенно. Не торопись. Ты все равно не сможешь программировать и строить архитектуру приложений и успевать при этом проектировать продукт одновременно, поэтому у тебя в команде есть разработчики с большим опытом, но основы знать надо.
Вывод
Теперь ты знаешь основные требования к дизайнеру интерфейсов, а если есть чем дополнить этот базовый набор или появились вопросы, то не стесняйся. Пиши. Мы еще увидимся, пока!