В 1801 году, буквально за месяц до своей гибели, Павел I распорядился присоединить к России Картли-Кахетинское царство. В принципе, дело к этому давно шло, правителей утверждал русский император.
Пришедшего недавно к власти Давида XII Павел так и не утвердил, но тот планировал остаться правителем, несмотря на переход под официальную юрисдикцию Петербурга. Российскими властями была проведена успешная операция, когда в одну ночь Давид с семьей был вывезен из Тифлиса в сторону Петербурга. Тот и не сопротивлялся. Жил в Петербурге, заседал в Сенате.
Другое дело царица Мариам. Она была второй женой покойного отца Давида, царя Георгия XII Багратиони. В те годы, ей было слегка за 30. Она была молодой красивой, а главное гордой женщиной. Она происходила из знатнейшего рода Цицишвили. Родила царю восемь сыновей и трех дочерей. Поэтому, что называется, гордо держала марку. Когда ее официально пригласили переехать в Петербург - она отказалась.
Воспитывая Багратионов, наследников Георгия XII, она планировала оставаться на месте, чтобы дети ее смогли в удобное время взять власть в свои руки. Старшему Михеилу было уже около 20 лет. А царь Давид был бездетным. В Петербурге оценивали все эти риски. Узнали они, что вдовствующая царица планирует сбежать и с сыновьями занять, враждебную позицию к устанавливаемой власти.
Поэтому решено было многочисленных царевичей и саму Мариам вывезти насильно.
Курировал этот вопрос генерал Павел Цицианов. Фамилия его - уже производное, на русский манер. Фактически, от рождения он Павле Димитрис дзе Цицишвили. А мы помним, что именно такая фамилия в девичестве была у Мариам. Да, они были родственниками.
Когда к царице пришел генерал Иван Лазарев, чтобы решить вопрос с ее переездом, она встретила его в своей опочивальне. Рядом спали малолетние дети, младшей Анне не было и трех лет. Старшие с тревогой смотрели на происходящее.
Прибывший генерал сообщил, что действует по указанию Цицианова. Мариам это известие просто взбесило, она выхватила кинжал и вонзила его в Лазарева. Генерал, участник Русско-шведской, Кавказской войны, тут же упал и умер у ног грузинской царицы.
На неё тут же напал адъютант убиенного, стал избивать Мариам, большей частью по голове...но она выжила. Её дети Джабраил и Тамара с оружием в руках встали на защиту матери.
Павел Цицианов понимал, что произошедшее непременно приведет к карательной операции, понимали это и грузины. Все замерли в тревожном ожидании худшего. Но император Александр I не был настроен на гражданскую войну на недавно присоединенной территории. Поэтому Мариам с детьми, с обслугой, с ее охраной была переведена в Белгород в Рождественский монастырь.
Мариам не чувствовала себя жертвой или провинившейся. Напротив, она писала в Петербург, самому императору, чтобы сыновей ее он пристроил как полагается детям монарших кровей. Александр согласился. Они получили хорошее образование и достойный статус.
Семь долгих лет прожила Мариам в монастыре. Её не постригли в монахини, но выходить за пределы ей было большую часть времени запрещено. Но в 1811 году император разрешил ей переехать. Но не в столицу, она приехала в Москву.
У нее были деньги, да и сочувствующие из Грузии поддерживали периодически, государство выплачивало пенсию. Мария Георгиевна, как ее теперь называли, была еще в расцвете сил. Занялась благотворительностью - поддерживала соотечественников в Москве. Особенно заботило ее, чтобы грузины могли получить образование хорошее.
Жила она долго. Умерла уже на девятом десятке лет. Любимая и уважаемая. После этого она нашла упокоение. Там, где река Кура сливается с Арагви в окружении гор, величественных и родных.
***
Ставьте лайк, пишите комментарии - нам приятно. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале в Telegram.