Вступление
Язык ux ui дизайна так многогранен, что в нем легко запутаться. Так много терминов, так много несогласованности между ними. Бывает даже так, что 2 дизайнера могут понимать одно слово по разному. Это не новость не только в мире дизайна, а все почему? Просто нет строгого контроля, поэтому язык будет приобретать всегда наиболее простую и удобную для трактовки у определенных людей форму. Думаю тебя, как и меня интересует лишь вопросы: в чем смысл и как я могу это использовать на практике? В этой статье рассмотрим основы юзабилити.
Если ты откроешь википедию, то получишь прямой перевод: удобство использования, простота использования продукта, степень и т.д.
Что такое юзабилити?
Юзабилити или удобство использования это степень или некоторые критерии, которым продукт должен соответствовать, чтобы пользователи могли его использовать для достижения целей в определенном контексте использования.
Признано считать хорошей практикой использовать принципы юзабилити Якоба Нильсена. Это признанный во всем мире специалист в юзабилити. Также есть стандарты ISO. Это международная организация, которая занимается выпуском стандартов. У нас это ГОСТы.
Итак, разобравшись с ситуацией в сообществе и смыслом термина, прошу тебя понять, что всегда главное практическое применение и здравый смысл. Так как это основы, я позволю себе сократить твое знание юзабилити до некоторых базовых критериев качества интерфейсов. Это обучаемость, эффективность, запоминаемость, предотвращение ошибок и удовлетворенность. Теперь давай по порядку.
Базовые критерии качества интерфейсов
Обучаемость. Насколько легко пользователи решают задачу в первый раз? Не мешает ли им навигация, всплывающие окна, реклама и т.д. А еще мы можем учитывать предыдущий опыт пользователя с другими продуктами или конкурентами, ведь интуитивно понятный это про преемственность.
Эффективность. Как быстро пользователь решает типовые задачи после обучения: закажет товар, прочитает статью, получит консультацию, активирует что-то или прослушает трек или подкаст. Пример не из цифровой среды: как быстро ты находишь нужный товар на полках? А как быстро кассир пробивает тебе чек на кассе?
Запоминаемость. Насколько легко использовать интерфейс после перерыва? Например, воспользовавшись приложением один-два раза, сориентируешься ли ты в нем через месяц?
Предотвращение ошибок. Насколько хорошо продукт или система предотвращает ошибки пользователя? Предлагает ли она их быстро исправить? Или предугадывает что хочет пользователь заранее так, как это делает поиск в браузере? И вообще как много ошибок совершают пользователи и разбираются ли они в чем дело? Куда уходят за ответом, когда столкнулись с ошибкой?
Удовлетворенность. Это про бренд и его историю, визуальный дизайн, навигация, текста, обращение к пользователю, эстетика.
Что делают дизайнеры интерфейсов с юзабилити?
Чтобы повысить степень юзабилити дизайнеры сокращают количество кликов до цели, убирают отвлекающие факторы, делают шаги до цели как можно короче и проще, замеряют количество кликов и время, которое пользователь тратит на решение задач. Смотрят в аналитику на конверсию, поскольку легко измерить количество людей, которые купили или активировали что-то, зарегистрировались или возвращались и дольше оставались на сайте. Помимо всего этого, дизайнеры проводят юзабилити-тестирования, но об этом в другой статье. Если же вникать в аналитику по каким-то причинам не получается, то лучше пользоваться принципами Якоба Нильсена. Давай теперь о них по подробнее потому что есть нюансы в этих принципах. То есть, то что я ранее говорил верные суждения и достаточно очевидные и понятные, но если рассмотреть подробнее эти эвристики, или принципы Нильсена, то не все так очевидно как кажется с первого взгляда. Эвристики Нильсена должны оцениваться не одним человеком, а командой, потому что в одиночку нельзя найти все проблемы, а разные люди находят разные проблемы. Но зачастую бюджет то поджимает и тут уж куда деваться. По этой причине один человек чаще всего и делает эту работу, а его предвзятость может повлиять на оценку юзабилити. Например, я говорил о сокращении кликов. Это может тебе казаться проблемой, а для пользователя это окей, главное ведь он достигает своих целей, используя продукт.
Принципы Якоба Нильсена
Отображение статуса системы. Пользователь обязан знать, что происходит в интерфейсе тогда, когда он с ним работает и смотрит в него. Простой пример: загрузка фоточек в процессе или уже завершена? То есть я загружаю фотку в аккаунт социальной сети и я ожидаю то, что мне интерфейс покажет какую-то крутилку, прогресс в процентах или слово "загружается". Но надо иметь меру, а это значит то, что статусы должны быть своевременными, то есть не сверкать как звезда или не кричать мол смотри еще 5 минут обновления и все установится, хотя на самом деле займет полчаса. Я к тому, опять же, здравый смысл важнее конкретных терминов и какой-то точности. Ведь не всегда статус системы мы можем узнать точно, поэтому вместо 5 минут, надо поставить какую-то анимированную штуку, которая крутится и статус в виде текста "Обновляется" или проявить фантазию без фанатизма. Главное что бы пользователь видел то, что система заметила его действия. А ещё без фанатизма надо отображать не только загрузку и ее статус, но и какие-то важные вещи для пользователя, например то, что товар добавлен в корзину.
Соответствие между системой и реальным миром. Каждый элемент интерфейса должен соответствовать представлениям пользователя о мире и быть интуитивно понятным. Например, иконка в виде конверта не может соответствовать действию «добавить в корзину».
Свобода действий и контроль. У пользователя всегда должна быть возможность отменить действие и воспользоваться альтернативным путем достижения цели.
Единообразие и стандарты. Соблюдайте единообразие во всем: элементах дизайна, микрокопии. То есть, одни и те же элементы не должны быть ответственны за разные действия в рамках одного дизайна.
Профилактика ошибок. Дизайн должен исключать возможность ошибки пользователя. Любые неясные элементы интерфейса должны быть устранены.
Узнавание превыше вспоминания. Интерфейс сам показывает нужные элементы, не заставляя пользователя вспоминать их.
Гибкость и эффективность использования. Навигация по интерфейсу должна быть проста и не требовать от пользователя многих усилий.
Эстетика и минимализм. Не захламляйте интерфейс лишней и неактуальной информацией.
Помощь пользователям распознавать, диагностировать и исправлять ошибки. Сообщайте об ошибке в простом и доброжелательном тоне и подсказывайте пути ее решения.
Помощь и документация. Обеспечьте пользователю доступ к справке и списку частых вопросов и ответов (FAQ).
Вывод
Несмотря на все разнообразие подходов и разные определения в стандартах и в работах различных авторов, тебе важно запомнить следующее:
- Юзабилити это степень или некоторые критерии, которым продукт должен соответствовать, чтобы пользователи могли его использовать для достижения целей в определенном контексте
- Проблема терминологии в сообществе не должна тебя волновать, тебе важно чтобы внутри твоей команды вы понимали друг друга, когда проектируете продукт
- Продукт должен соответствовать базовым критериям юзабилити, о которых ты теперь знаешь
- Базовые критерии: обучаемость, эффективность, запоминаемость, предотвращение ошибок и удовлетворенность
- Так как юзабилити это степень качества продукта, то ты можешь понизить или повысить качество своим решением
- Ознакомься с принципами Якоба Нильсона, проверь свой продукт на соответствие юзабилити по этим принципам, базовым критериям или стандартам. Используй аналитику, поскольку как ux и ui дизайнер тебе нужно научиться туда смотреть. Проводи юзабилити-тестирование и используй здравый смысл.
Ну а если у тебя уже есть вопросы. Не стесняйся. Пиши. Мы еще увидимся, пока!