Дошкольный возраст- это период, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день ребенок познает окружающий мир, изучает его, задействуя все свои анализаторы (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).
У детей обычно память кратковременная и непроизвольная, т. е. они не прилагают никаких усилий чтобы что-то запомнить. Дошкольники хорошо запоминают эмоционально окрашенные ситуации, моменты. Например: поездка в детский клуб, где много сверстников, аттракционов, веселья и нескончаемого потока радости. Такое, безусловно, останется надолго в памяти у ребенка.
У детей развитие памяти тесно связано с телесными ощущениями, он в буквальном смысле познает мир через тело: все трогает, облизывает, перебирает, рассматривает, разбирает по деталям. Через такие ощущения активно развиваются мозговые процессы. Формирование памяти это, можно сказать, ювелирный процесс, где необходимо учитывать последовательность, правильную организацию, нужный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также реальных возможностей ребенка.
Какие же виды памяти необходимо развивать у дошкольников?
- Образная память. Чем больше задействовано органов чувств, тем полнее и ярче будет образ запоминаемого объекта, момента, а такой образ останется в памяти на долго. Например: играем в игру "Больница". Сначала можно почитать сказку про доктора Айболита, подробно разобрать её (слуховая память), далее можно посмотреть мультфильм, картинки (закрепляем зрительной памятью). После, как вы изучили деятельность врача, ознакомились с инструментами можно перейти к сюжетно-ролевой игре. Ребенок примеряет белый халат и шапочку, знакомится со всеми инструментами в живую (детский больничный набор или же пустые баночки, шприцы без иголок, и т.д.). Здесь уже он будет лечить зверюшек, кукол: ставить им укольчик, мерить температуру и т.д. В этом случае у ребенка сложится полный образ деятельности врача, потому что задействованы все органы чувств и , конечно же, запомнит на долго и будет потом делиться приобретенным опытом с другими детьми.
- Произвольная память, где информация будет запоминаться целенаправленно. Примеры упражнений: 1) Посмотри на картинку внимательно, далее картинка убирается и можно спросить ребенка что он запомнил, какие детали (можно помогать наводящими вопросами). 2) "У меня в чемодане ... " и каждый игрок добавляет свой предмет, повторяя предметы остальных и так можно играть до тех пор, пока кто-то забудет какой-либо предмет. 3) "Где картинка" - раскладываются картинки перед ребенком от 4-5 (потом увеличивая их количество), ребенок их рассматривает 1 мин., далее он отворачивается, а вы убираете одну. Ребенок должен догадаться, какой картинки не стало. 4) "Чудесный мешочек" - в темный непроницаемый мешочек кладутся игрушки небольшие или хорошо знакомые предметы ребенку. Ребенок должен просунуть руку и на ощупь определить, какой предмет он трогает. (подойдет для детей старшего дошкольного возраста.). И многое другое.
- Непроизвольная память. Здесь не акцентируется внимание на запоминании. Чем больше ярких, эмоциональных и радостный событий в жизни ребенка, тем больше он запомнит это на долгие годы. Путешествуйте с ребенком, играйте в интересные игры всей семьей, посещайте детские праздники и мероприятия, занимайтесь творчеством. Это не только останется в памяти, но и значительно расширит кругозор ребенка.
- Опосредованная память, что и произвольная играет важную роль в формировании предпосылок к учебной деятельности. В данном случае, чтобы ребенку запомнить предмет, момент он будет использовать дополнительные приемы и средства. Например: мама научила ребенка завязывать шнурки со стишком, по образу "бабочка", "два колечка" и .т.д. Данные вспомогательные приемы лучше запоминаются, да и процесс делают интересней.
- Кратковременная / долговременная память. Удерживание в памяти на короткий период и длительный период времени.
Нужно помнить, что развитие памяти - это комплексный процесс. Поэтому необходимо:
1) Обеспечить ребенку правильное питание. Он должен получать все необходимые микроэлементы, витамины и минералы для развития. В особенности витамины группы B, жирные омега кислоты и магний. Подробнее о правильном питании и витаминах можно прочитать в предыдущих моих статьях: Мои рекомендации по правильному питанию, Витамины и правильное питание.
2) Обеспечить режим дня. Ребенок должен иметь достаточное и своевременное для сна и бодрствования время. Подробнее в моей статье
Почему так важен режим дня для детей? Польза для мамы.
3) Посещение кружков/ секций для всестороннего развития, укрепления здоровья, расширения кругозора.
4) Дыхательная гимнастика. Это поможет ребенку научиться контролировать свое тело, снимать лишнее напряжение и увеличит насыщение мозга кислородом.
Техники и приемы для развития памяти
- Мнемотехника - это совокупность методов, средств, приемов, способов, которые развивают не только память, но и речь. Для лучшего запоминания используется метод ассоциации на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления. Для этого используются схемы, карточки и дорожки, таблицы. Например:
Если нет картинок, схем, то можно нарисовать. По данных картинкам-схемам можно закреплять любой изученный материал. Это будет развивать у ребенка не только память, речь, но и тренировать образное и абстрактное мышление, восприятие, внимание к деталям, развивает логику.
- Чтение сказок. Эмоциональное и живое рассказывание сказок с использованием жестов, мимики, дополнительных средств (игрушки, пальчиковый театр и т.д.) делает процесс интересным, ярким, красочным, полным и запоминающимся. Также можно после чтения сказки можно слепить героя, нарисовать его - это поспособствует более полному запоминанию.
- Повтори движение. Взрослый показывает любое движение или позу, ребенок должен ее повторить (для развития зрительной памяти). Можно также повторить ритмичные хлопки, что будет способствовать развитию слуховой памяти, внимания. Игра "море волнуется раз" на развитие образного мышления, координации движений, закреплению материала.
- Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, активизации мозговых процессов, координации движений. Обычно используется с опорой на стихотворный материал в игровой форме, так лучше запоминаются движения. При этом движения рук должны быть параллельны чтению стихотворения. Каждой строке - свое движение. Очень хорошо развивает зрительную, тактильную и слуховую память.
- Рисуем слова. Такой нехитрый способ не только запомнить слово, но и понять его значение. Взрослый диктует слова с паузами, а ребенок зарисовывает их на листочке. Сначала можно простые слова использовать (стол, ручка, цветок), затем усложняя процесс (радость, поход и т.д.), а потом можно и с добавлением прилагательных (красивый цветок, большой мяч и т.д). Затем можно и поменяться местами с ребенком. Пусть он вам говорит слова, а вы рисуйте, с последующей проверкой ребенка. Будет очень интересно и занимательно.
- Заучивание стихотворений/ песен. Самый простой и известный способ тренировки памяти. Учите стихотворение с выражением, разной интонацией, с жестами и мимикой, с разной силой голоса, а можно даже и с подходящими движениями. Начинайте с коротких, а потом увеличивайте объем. Можно учить по ролям (по строчкам) будет тоже интересно и эффективно. Пойте детские песенки, придумывайте к ним танцы или отдельные движения.
- Ассоциации. Для удобства запоминания можно перевести труднозапоминаемое в более упрощенные ассоциации. При этом, ассоциативная связь должна:
• быть яркой и легко запоминающейся;
• вызывать интерес;
• затрагивать различные органы чувств;
• быть необычной, но осмысленной ребенком;
• содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т. п.)
Пример задания: попросите ребенка запомнить слова к картинкам : лето, любовь, время, праздник.Через некоторое время ребенку нужно вспомнить и назвать их,глядя на опорные картинки: солнце, часы,сердце, праздничный колпак.
Таким способом можно запоминать не только слова, но события, учебный материал, явления и др.
Эффект от таких занятий будет только при комплексном подходе. Ежедневно включайте различные упражнения на тренировку памяти, закрепляя предыдущий материал. Занятия должны быть насыщенными, интересными и эмоциональными. Не забывайте и про правильное питание и витамины, которые будут стимулировать все мозговые процессы и тогда будет толк от занятий и процесс запоминания пойдет быстрее.
Спасибо за внимание! Делитесь своими способами и методами развития памяти у детей) Оставляйте комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал)