Найти тему

Причины очевидных параллелей

Оглавление

Часть вторая

Итак, напомню: в предыдущей части статьи мы отметили, что хоть Толкиен и "сердечно не любил аллегории" - они, тем не менее, обильно прослеживаются в его произведениях, и более того - имеют общие моменты со взглядами того же Маркса, но в то же время - местами им же и противопоставляются.
Более подробно вы можете ознакомиться со всем этим в самой статье:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ea2fc30f66ebe2e7957fa66/nastolko-li-vydumano-sredizeme-naskolko-kajetsia-na-pervyi-vzgliad-5ea308c21155406cc6607819

А теперь - отправимся дальше и попробуем разобраться в причинах...

Все рассмотренные ранее обстоятельства и убеждения необходимы из-за представления Маркса об историческом материализме - идее о том, что:

"Бытие - не определяется сознанием, а сознание определяется бытием"
Маркс и Энгельс

Маркс подчеркивает своей теорией то, что человек верит только в то, во что верит - из-за своего общественного (и особенно экономического) положения в жизни.
Джон Небауэр указывает на то, что у Толкиена:

"Детство чередуется между сельской местностью, на которую все больше посягает индустриализация, и плотно стоящими, покрытыми сажей, зданиями Бирмингема. Его хоббиты
и их деревенская земля - Шир - были идеализированной сельской, приходской Англией, управляемой мудрым и доброжелательным королём"
https://pixabay.com/images/id-4499692/
https://pixabay.com/images/id-4499692/

В этом притязании подразумевается идея о том, что Толкиен писал так, как он писал, и верил в то, во что верил в силу своих экономических и исторических обстоятельств.

Это существование исторического материализма является центральным утверждением в марксистском анализе Хайямом "Властелина
Колец". В своем яростном католицизме Толкиен, скорее всего, был бы не согласен с концепцией Маркса о том, что обстоятельства определяют его сознание:

"Его религиозное мировоззрение бросает вызов ядру исторического материализма, который, как указано выше, утверждает, что человек, а не Бог, создаёт свою собственную историю"
Хайам

Далее Хайам отмечает, что Толкиен воспитывался в семье, принадлежащей к высшей прослойке среднего класса, был
хорошо образован, и был - так же - свидетелем великих классовых антагонизмов - таких как трудовые забастовки из-за минимальной заработной платы, падение аристократии и растущие профсоюзы - всё это было в годы его становления - и эти обстоятельства в значительной степени сформировали его взгляды, повлиявшие на рассказываемые им истории.

Действительно, многое из того, что написал Толкиен, находится в оппозиции к миру, в котором он жил. Карл Фридман замечает:

"За три толстых тома... едва ли найдется хоть один важный экземпляр...классового конфликта"

с наиболее очевидным классовым делением, чем между Фродо и его верным спутником Сэмом...

Однако этот пункт требует разъяснения и даже опровержения: Толкиен, возможно, создал свое идеализированное Средиземье в "Братстве Кольца" - первой части своего труда - и даже в ещё более ранней работе - "Хоббите" - в попытке противостоять классовым распрям и потрясениям, которые он видел в реальном мире на протяжении всей своей жизни.
Однако, в конечном счете, классовый конфликт все же имеет место в Средиземье: те, у кого нет власти, свергают режим тех, у кого она есть, уничтожая Кольцо. Независимо от того, выросли ли они в обществе больших классовых конфликтов и потрясений для низших классов.

И потому - кажется вполне вероятным, что литература Толкиена является ответом на все эти исторические обстоятельства и события.

https://pixabay.com/images/id-4760561/
https://pixabay.com/images/id-4760561/

Так есть ли классовый конфликт во "Властелине Колец"?

Любое изображение социальной структуры, классового деления и власти во "Властелине Колец"  - Маркс аргументировал, как прямой результат жизненных обстоятельств автора, формирующих его сознание.
Маркс беспокоился о строгом разделении между буржуазией и пролетариатом в капиталистической системе. Особенно о том, как эта система ведет к жадности и материализму, и то, как эти установки ведут к дегуманизации по отношению к чернорабочим. При описании поляризации экономики - Маркс пишет:

"Необходимый результат конкуренции -  накопление капитала у отдельных лиц -вследствие чего всё общество должно разделиться на два класса - владельцев недвижимости и безземельных работников"

Класс определяется исключительно на основе материального имущества - имущие и неимущие.

И во "Властелине Колец" - Кольцо является очень осязаемым выражением огромной власти, укрепляющей и усиливающей иерархию и классовое разделение в Средиземье.
Экономическая поляризация между буржуазией и пролетариатом, на которую сетует Маркс - существует в Средиземье, между теми, кто
имеет власть через Кольца и теми, кто не имеет её.
Власть содержится в двадцати Кольцах Средиземья, и те, кто владеет ими - представляют собой могущественную буржуазию:

"Три — эльфийским Владыкам в подзвездный предел;
Семь — для гномов, царящих в подгорном просторе;
Девять смертным, чей выверен срок и удел,
И Одно — Властелину на черном престоле"
Дж.Р.Р. Толкиен "Властелин Колец"
Перевод: Гриншпун

Гендальф, Галадриэль, и Элронд владеют "Тремя кольцами" - они являются тремя самыми могущественными персонажами в Средиземье. Девять Призраков Саурона - самая мощная сила, противостоящая Фродо и Братству на пути в Мордор. Кольца власти функционируют точно так же, как богатство, которое создает буржуазию, и "Одно Кольцо, чтоб править всеми" - может быть образом самОй капиталистической системы, позволяющей эту поляризацию власти.

И ведь это ещё далеко не всё...