Усиление Японии после ее победы над Китаем и столкновение ее интересов с российскими ,заставили правительство Российской империи принять меры для полномасштабной защиты владений на Тихом океане. Программа 1898 года «усиленного судостроения для нужд Дальнего Востока» предусматривала ускоренное строительство новых боевых кораблей для эскадры Тихого океана. К 1903 году она должна была состоять из 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров и 20 крейсеров-разведчиков.
Проблемы было только две-
- великий российский финансист С.Ю.Витте затянул финансирование программы и ее завершение планировалось лишь в 1905 году,в то время как японская программа 1896 года была полностью исполнена в 1903 году,экипажи сплавались,прошли необходимое обучение и изучили матчасть и условия ТВД.
-наши флотские стратеги совершенно не учитывали то,какие корабли строит потенциальный противник.Несмотря на понимание неизбежности войны на востоке,корабли строились и проектировались совершенно из другой концепции.
И ,наконец,когда царские стратеги ,наконец,обратили внимание на регион,уровень инфраструктуры региона был околонулевым. Строительство Транссиба шло параллельно Программе "для нужд Дальнего Востока" и его пропускная способность не стала достаточной и в 1905 году. Чуть ли не до самой войны опорной инфраструктурой русского флота были японские порты- с ремонтом,доками и зимовкой. Это обеспечивало развитие японского потенциала,да и с русскими кораблями японцы познакомились очень хорошо.
Уровень же развития базы во Владивостоке был крайне недостаточным,а когда добавился не очень удачно расположенный Порт-Артур- потребовалось развитие уже двух баз одновременно с очень низкого уровня. В итоге к войне не была готова ни одна из баз.
После утверждения 20 февраля 1898 года императором Николаем II программы , управляющий Морским министерством вице-адмирал П.П.Тыртов , приказал Морскому техническому комитету (МТК) составить задание на проектирование новых кораблей,в т.ч. крейсеров 1-ого ранга ,дальних разведчиков водоизмещением около 6000 тонн.Требования-6000 тонн,23 узла,12- 152 мм и 12- 75 мм орудий.Бронирование ограничивалось карапасной броневой палубой.Предполагалось,что этого будет достаточно для победы над японским "Касаги" с 2-203 мм и 10-120 мм.
Надежд на то что с требованиями по техзаданию справятся отечественные заводы уже не было,поэтому Морским министерством был объявлен международный конкурс.Приглашения были отправлены в начале апреля 1898 года. Однако одному из промышленников,главе американской фирмы "Уильям Крамп и сыновья" контракт на постройку первого крейсера достался без конкурса. Умели американские дельцы подбирать ключи к сердцам русских чиновников...Уже 11 апреля договор был подписан. Крампом был построен крейсер 1-го ранга "Варяг".
Специалисты же МТК занялись тщательным изучением проектов других конкурсантов.Итоги подвели 3 июля.Среди предложений Невского завода,итальянской "Ансальдо",немецких "Германии","Шихау", "Ховальдсверке" был выбран проект кильской верфи "Германии" («Germaniawerft») концерна Крупп.4 августа был заключен контракт на постройку крейсера 1-го ранга, 21 декабря 1898 года получившего имя "Аскольд" в честь легендарного русского князя 9-го века. В соответствии с контрактом фирма должна была построить крейсер за 3.78 млн. рублей (8,2 млн. германских марок) без стоимости вооружения и сдать его специальной приемной комиссии через 23 месяца со дня подписания контракта.
На конкурс опоздали проекты "Вулкана" и одной из английских верфей. Вулкановский проект был признан лучшим из конкурсных,англичанам присудили 4-е место."Вулкан" в итоге получил контракт на третий дальний разведчик,получивший имя "Богатырь".
В результате по лучшему из проектов планировали строить крейсера уже на отечественных верфях.
"Аскольд" имел на флоте предшественников. Первым был 46-пушечный фрегат(спущен на воду в Новом Адмиралтействе 6 июля 1854 года , разобран в Кронштадте в 1861 году). Потом это имя получил парусно-винтовой корвет(спущен на воду на Охтинской верфи 15 октября 1863 года, исключен из списков флота через тридцать лет).
Третий корабль этого имени — крейсер 1 ранга — зачислили в списки флота 11 января 1899 года, причем его официальная закладка состоялась лишь через полгода, 8 июля без торжественной церемонии. Причиной тому был недавний большой пожар на кильской верфи,где сгорели и рабочие чертежи проекта.От "Варяга" "Аскольд" отличался более надежными водотрубными котлами системы Торникрофта-Шульца, 3-х вальной силовой установкой,щитами у 152 мм орудий и незабываемым внешним видом с 5 высокими узкими трубами. Ради достижения высокой проектной скорости немцы настояли на 5 трубах,причем первая труба была тоньше остальных.Во избежание перегруза носовой части от полубака отказались,а чтобы баковое орудие не заливалось при свежей погоде,надстройку удлинили под него.
Главным строителем от флота был назначен младший судостроитель Э. Р. де Грофе(он же курировал постройку "Богатыря").Наблюдающим стал будущий первый командир "Аскольда" капитан 2-го ранга Н. К. Рейценштейн. Руководство верфи рассматривало русский заказ как шанс повысить свой международный рейтинг и старалось добиться отличных характеристик. Тем более по контракту за недобор скорости полагались чувствительные штрафы,а при скорости менее 20 узлов контракт расторгался. Правда за установку крупповской цементированной брони Морскому министерству пришлось доплатить(проектом она не была предусмотрена).
Свободное владение немецким языком и пробивной характер помогли Рейценштейну организовать аудиенцию у кайзера,который с удовольствием побеседовал с русской делегациях о кораблестроительных новинках,особо выразив восторг новыми котлами Торникрофта в немецкой версии. После этого визита наши наблюдатели получили статус наибольшего благоприятствования,включая посещение закрытых учреждений. Благодаря этому удалось добиться внесения дополнительных улучшений в строящийся корабль.
Работы на верфи начались 24 октября 1898 года ,еще до получения утвержденных чертежей. По инициативе кайзера Вильгельма II cпуск был отложен на пару недель, чтобы дата спуска совпала с именинами новорожденного германского принца сына Генриха Прусского. 2 марта 1900 года состоялся торжественный день спуска корабля на воду. Из Петербурга на спуск корабля приехал хор певчих; а из Берлина приехал священник русской миссии протоиерей Алексей Мальцев. Под звуки оркестра германского флота «Аскольд» сошел на воду со стапеля верфи «Германия» («Germaniawerft») в Киле.
6 сентября «Аскольд» вышел на официальные испытания на Данцигскую мерную милю. Завод загрузил отборный свежий кардиффский уголь и самых опытных кочегаров. При водоизмещении 5950 т средняя скорость четырех пробегов по 2 мили составила 23,39 узла, а средняя мощность 19 601 л.с., максимальная скорость превысила 24 узла. Средняя скорость составила соответственно 23,59 и 23,83 узла, максимальная - 23.98 и 24,01 узла при максимальной мощности 21 100 и 20 885 л.с. После устранения небольших неисправностей 3 ноября крейсер развил рекордную мощность - 23 500 л.с. и рекордную скорость- 24,81 узла . "Флот получает самый быстроходный крейсер в мире",— писал в одном из своих донесений Рейцентштейн. 12 января под звуки оркестра и залпы артиллерийского салюта были торжественно подняты Андреевский флат, гюйс и вымпел.
Новый корабль обошелся русской казне в пять миллионов золотых рублей, довольно недорого для бронепалубного крейсера первого ранга. Гонорар Чарльзу Крампу,например, составил шесть миллионов золотом без всякого конкурса. Правда,возможно,на руки он получил немного меньше.
"Аскольд" «Germaniawerft», Киль. Строительство начато 24 октября 1898 года. заложен 8( 20 )июля 1899 года . Спущен на воду 2(14) марта 1900 года. вступил в строй 8(21) сентября 1901 года. Введён в эксплуатацию 1902 год. Продан на слом в 1922 году
Водоизмещение 6000 (6135) т. Длина 131,19 /132,5 м. Ширина 16,87 м. Осадка 6,25 м.
Бронирование-палуба — 51-76 мм, рубка — 152 мм, щиты орудий — 25 мм. Масса брони 705 т.
Двигатели- три вертикальные паровые машины; 9 двойных котлов Шульца-Торникрофта, 20434 л.с. проект,максимальная 23 600 л. с..Движитель-3 гребных винта. Скорость хода 24 узла, в 1912 году – 19,36 узла ,24,5 узла на испытаниях. Дальность плавания 6500 миль (10-узловым ходом)проект, 1580/4100 миль (20/10 узловым ходом) , запас угля — 1300 т. Экипаж 580-652 офицеров и матросов.
Вооружение-12 × 152-мм /45 Канэ , 12 × 75-мм /50 Канэ , 8 × 47-мм Гочкиса , 2 × 37-мм пушки Гочкиса , 2 × 64-мм десантные пушки Барановского , 4 пулемёта. Минно-торпедное вооружение-6 × 381-мм торпедных аппаратов 2 x 254-мм торпедных аппарата (для катеров);35 мин заграждения
Вооружение: на 1912 год: 12х1 152/45, 10х1 75/50 мм орудий, 4х1 47-мм орудия, 4х1 7,62-мм пулемета, 2 457-мм подводных торпедных аппарата, 35 мин заграждения
"Аскольд" в русском флоте выделялся уникальным удлиненным элегантным пятитрубным силуэтом. Корпус имел 13 водонепроницаемых переборок и двойное дно,переходящее в двойные борта.У корабля было три палубы -верхняя (толщиной 9,5 мм в средней части и 7 мм в оконечностях), батарейная( жилую (6 мм), и броневая. Подводную часть корпуса от коррозии и обрастания защитили специальной красной краской «Интернациональ» фирмы «Гольцалфель». Угольные ямы вдоль бортов обеспечивали дополнительную защиту.
Вдоль ватерлинии на всю длину корпусы размещались специальные коффердамы шириной 0,6 м и высотой на 1,2 м выше грузовой ватерлинии .По проекту они наполнялись целлюлозой ,которая при течи должна была разбухать и закрывать пробоину.В ходе постройки выяснилось,что международный опыт не подтвердил эффективность этой технологии и ,решением МТК,коффердамы остались пустыми.
Трехвальная силовая установка из трех паровых машин тройного расширения производства фирмы "Германия" и девяти двойных котлов Торникрофта-Шульц показала на испытаниях мощность 23 500 л.с. Конструкция силовой установки позволяла крейсеру идти экономичным ходом только под одной средней машиной мощностью до 6800 л.с.
Запас угля нормальный 720 т,полный - 1050 т, усиленный — 1250 т. На нормальном дальность плавания была всего 2340 миль вместо проектных 6500 миль. Крейсер имел превосходную управляемость,он мог развернуться на месте с помощью одних машин, не применяя руля.
"Аскольд" имел современную автономную противопожарную и водоотливную систему.
Кроме стандартных деревянных ялов и вельботов, крейсер нес два стальных паровых катера, рабочий баркас, полубаркас и моторный катер. Паровые катера водоизмещением по 12.25 т были способны полным ходом 9,35 узла пройти 180 миль и вооружались 47-мм орудием Гочкиса на носу и пулеметом «Максим» на корме. Вместо орудия мог устанавливаться метательный минный аппарат. Рабочий баркас был приспособлен для перевозки десантного орудия Барановского, а два полубаркаса вооружены 37-мм пушками Гочкиса. Для постановки мин имелся разборный минный плотик образца Черноморского флота, поднимавший шесть мин. На его сборку и спуск на воду требовалось 20 минут и еще десять на погрузку мин.
При вступлении в строй штатная комплектация крейсера выглядела так: 21 офицер, 9 кондукторов, 550 нижних чинов (унтер-офицеров, матросов). В годы первой мировой войны: 19 офицеров, 11 кондукторов, 620 нижних чинов.
Бронирование в основном состояло из двухслойной броневой карапасной (выпуклой) палубы по всей длине крейсера.Нижний слой-10-15 мм корабельная сталь,верхний-никелевая броня из 30 и 60 мм плит.Скосы доходили до 75-100 мм. Основания дымовых труб и элеваторы подачи боеприпасов защищались 40 мм бронеплитами. Торпедные аппараты имели 60 мм броню,боевая рубка-150 мм вертикальную броню и 40 мм крышу. Общий вес брони − 705 т
При вступлении в строй крейсер имел на вооружении по двенадцать 152-мм и 75-мм, восемь 47-мм, три 37-мм, две 63,5-мм десантных пушки и два пулемета.
Главный калибр крейсера был представлен 12 152/45-мм патронными орудиями Канэ,производства Обуховского завода,с броневыми щитами.Располагались орудия на верхней палубе и носовой надстройке. Боекомплект для 152-мм орудий рассчитывался на 3 часа боя по 180 выстрелов на орудие и состоял из 564 бронебойных, 564 фугасных, 624 чугунных, 372 сегментных снарядов.
Противоминная артиллерия состояла из 12 75/50-мм орудий Канэ на станках конструкции Меллера , 8 47/43-мм орудий Гочкиса.75 мм стояли на батарейной палубе,им не полагалось даже щитов.Боезапас на них из расчета на 2,5 часа боя - 1500 бронебойных и 2116 чугунных снарядов. Шесть - 47/43-мм орудий Гочкиса устанавливались стационарно, а два — на съемных станках и могли переноситься на паровые катера.
Кроме этого на крейсере было два 37/23-мм орудия Гочкиса на съемных станках ,их также можно было переставить на баркасы. Штатный корабельный десант был обеспечен тяжелым вооружением из двух 63,5/19-мм пушек Барановского образца 1882 г на колесном лафете и двух пулеметов "Максим" 7,62-мм .
Крейсер имел шесть торпедных аппаратов калибром 381 мм для стрельбы торпедами Уайтхеда носовой и кормовой и четырех бортовых (в т.ч. два подводных). После русско-японской войны бортовые надводные аппараты демонтировали. Боекомплект-14 торпед и 35 мин заграждения образца 1898 г .Постановка мин предполагалась со специального минного плотика.Для защиты от торпед крейсер оснащался съемным сетевым заграждением.
Система управления огнем включала два дальномера системы Барра и Струда и систему Н.К.Гейслера .
В Порт-Артуре,во время войны,состав вооружения крейсера претерпел значительные изменения.Для защиты крепости на берег были переданы два 75-мм, два 47-мм орудия, пулеметы и обе пушки Барановского. Были сняты и все 35 мин заграждения образца 1898 года.
После войны чугунные и сегментные снаряды были заменены на фугасные, так же были демонтированы бортовые надводные торпедные аппараты,два носовых порта, ранее предназначавшиеся для 75/50-мм орудий Канэ, были заделаны.
Во время Первой мировой войны были сняты два 47/43-мм орудия Гочкиса и установлено зенитное вооружение- два 57-мм английских орудия, два 47-мм французских орудия и четыре пулемета.
27 января 1902 года крейсер покинул Кильскую бухту и через два дня вошел в порт Императора Александра 3 (Либава). 18 июня 1902 года крейсер «Аско́льд» посетил император Российской Империи Николай II.
В Кронштадте крейсер доукомплектовали радиостанцией, пулеметами,прицелами, приборами Н.К.Гейслера к орудиям и торпедным аппаратам ,прожекторами и орудиями для катеров,боеприпасами.
25 августа «Аско́льд» вновь посетил император Николай II с семьей и греческой королевой Ольгой Константиновной и пожелали офицерам и команде счастливого плаванья.
Уже 3 сентября крейсер ушел на Дальний Восток. Шел он в составе отряда контр-адмирала барона Э. А. Штакельберга в составе броненосцев «Ретвизан» (флагман) и «Победа», крейсеров «Богатырь», «Диана» и «Паллада», «Аскольд», «Новик» и «Боярин», а также семи миноносцев. Неоднородный отряд не получилось сохранить в виде эскадры-быстроходные «Аскольд» и «Новик» ушли далеко вперед от отряда.
На переходе "Аскольд" показал себя превосходно-механизмы работали без нареканий,скорость.даже с обросшим днищем легко превысила 20 узлов. 13 февраля 1903 года он встал на якорь на рейде Порт-Артура. Новый крейсер выпросил себе посланник в Японии А П.Извольский. На нем он побывал в Нагасаки, Иокогаме, Кобе, посетил китайский порт Таку, английскую базу — Вейхайвей и германскую — Циндао. В мае-июне вместе с "Новиком" ему пришлось возить по окрестным японским портам военного министра Куропаткина,будущего "героя" манчжурских баталий.
В августе пришла очередь катать наместника-адмирала Алексеева.Этот правда Приморье инспектировал,оборону укреплял.
Параллельно,крейсер занимался и боевой подготовкой-на стрельбах 19 августа неплохо отстрелялся по мишеням- из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали 7, из 36 75-мм -12 и из 40 47-мм 5. "Варяг" на декабрьских стрельбах добился всего 3-х попаданий-причем противоминным калибром.
17 января 1904 года "Аскольд " сменил командира-вместо назначенного начальником отряда крейсеров Н К.Рейценштейна(ушел на повышение начальником отряда крейсеров)корабль принял капитан 1 ранга К.А.Грамматчиков.
Около месяца, с 18 марта по 17 апреля 1904 года на "Аскольде" служил вахтенным начальником будущий верховный правитель-а тогда лейтенант А.В.Колчак
Позднее,в 1913-16 гг на крейсере проходил службу будущий командующий обороной Хельской косы,польский контр-адмирал Владзимеж Штейер ,тогда всего лишь младший артиллерийский офицер.
В Мурманске одна из улиц носит называется улица Аскольдовцев в честь моряков крейсера,в 1917 году вошедшего в состав флотилии Северного Ледовитого океана .
Насыщенная служба "Аскольда" после начала русско-японской войны -и в первую мировую -в отдельной статье.
В июне 1917 года крейсер "Аскольд" присоединился к флотилии Северного Ледовитого океана с базированием на Мурманск.По условиям перемирия с Германией в конце 1917 года началась демобилизация матросов старших призывов.Из-за некомплекта личного состава крупные корабли флотилии были поставлены на прикол.
В 1918 году В Мурманске высадились оккупанты из стран Антанты под общим руководством британцев. Предлогом стала защита складов военных грузов от немцев.В итоге "союзники" вместе с местными белогвардейцами оккупировали русский Север .
14 июля 1918 года к борту крейсера подошли два тральщика с десантом союзников(англичане, американцы и французы), который захватили крейсер . Экипаж заменили английскими моряками. 3 августа 1918 года русский крейсер англичане переименовали в «Glory-IV» и подняли на нем свой флаг. Некоторое время корабль использовался как плавучая казарма для славяно-британского легиона и как плавучая тюрьма. После эвакуации своих войск и флота с русского Севера, англичане забрали «Аскольд» с собой. «Аскольд» перешел в Шотландию и стал блокшивом в Грелохе.
Просьбы белогвардейского командования о передаче крейсера им осталась без удовлетворения.Генералу Миллеру ответили -«Адмиралтейство согласно вернуть «Аскольд», но снабдить снарядами не может, так как этот тип орудий в Англии не изготовляется, Адмиралтейство отказывается дать экипаж для доставления «Аскольда» на север». Хотели вывезти хотя бы пушки с "Аскольда","Варяга" и других кораблей для укрепления белогвардейских позиций-но не успели,большевики расправились с белыми быстрее.
Большевики в 1921 в ходе переговоров добились от англичан передачи корабля,правда им пришлось заплатить британцам "эксплуатационные расходы".Комиссия с участием А.Н.Крылова установила непригодность "Аскольда" для использования и в 1922 корабль был передан германо-русскому акционерному обществу «Деруметалл» и разобран в Гамбурге на металл. Алексей Николаевич вспоминал: «В Гамбурге, будучи на испытаниях рулей Флетнера, я видел, как мимо нас совсем близко провели «Аскольд» на его кладбище. Таким образом мне пришлось быть при первом плавании корабля и при последнем его переходе...».
Среди трех дальних разведчиков,построенных по программе 1898 года на зарубежных верфях,несмотря на единое техзадание,различия были весьма существенными. По стоимости "Аскольд" оказался самым недорогим-5 миллионов,"Богатырь" был чуть дороже-5,5 миллионов,а рекордсменом стал "Варяг" с 6 миллионами.
"Аскольд" показал себя отличным ходоком,его машины и механизмы оказались очень надежными и экономичными. По скорости он превосходил японских "собачек",по экономичности -своих коллег - на 18 500 миль, пройденных «Аскольдом» в 1902 году, было израсходовано 7300 т угля, а «Варягу» на 8000 миль потребовалось 8000 т .Артиллерийское вооружение "Аскольда" превосходило и "собачек" и малые японские крейсера и большинство английских аналогов.
Среди тройки наших крейсеров "Варяг" не имел никакой защиты у орудий главного калибра,"Аскольд" имел бронещиты на пушках,а "Богатырь"-по схеме-4-4-4(4 пушки в двух башнях,4-в каземате и 4 в палубных установках).
Благодаря этому у «Богатыря» в бортовом залпе могло участвовать восемь орудий главного калибра, у «Аскольда» -семь, у «Варяга» шесть. Но из-за того, что скорострельность башенных орудий «Богатыря» была вдвое ниже палубных установок, «Аскольд» фактически лидировал по весу залпа.
Усилия фирмы-строителя по достижению заданной скорости имели и негативные последствия. Зауженный и облегченный корпус вибрировал и "дышал"на ходу .Отсутствие полубака приводило к зарыванию носом на волне,а обитаемость была хуже чем на других крейсерах.
"Аскольд" по совокупности боевых качеств превосходил все перворанговые японские бронепалубные крейсера,современные французские и английские(кроме вдвое более крупных ).
Однако,как показали боевые действия,сама концепция больших бронепалубных крейсеров оказалась тупиковой.Ни украсть, ни покараулить. В службе при эскадре они оказались практически бесполезны-слишком дорогие чтобы решать текущие задачи флота и вследствие этого слишком малочисленные-чтобы контролировать акваторию.
Русско-японская война завершила период развития этого класса .
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.