Пятьдесят на пятьдесят. СССР, 1973. Режиссер Александр Файнциммер. Сценаристы Игорь Иров, Зиновий Юрьев. Актеры: Василий Лановой, Ирина Скобцева, Владимир Осенев, Игорь Ледогоров, Наталья Величко и др. 31,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Из двух десятков фильмов режиссера Александра Файнциммера (1905-1982) в первую тысячу самых популярных кинолент СССР вошли десять, среди которых и шпионский детектив «Пятьдесят на пятьдесят» (1973), своего рода лайт-версия «Мертвого сезона» (1968).
В годы выхода фильма «Пятьдесят на пятьдесят» в прокат советские кинокритики встретили его (в отличие от «Мертвого сезона» С. Кулиша) крайне отрицательно.
К примеру, киновед Валентин Михалкович (1937-2006) в своей статье, опубликованной в журнале «Искусство кино», подошел к этой легкомысленной ленте А. Файнциммера, на мой взгляд, излишне серьезно и постоянно обращал внимание читателей на лишенные всякой логики сюжетные повороты. Так В. Михалкович довольно подробно описывает, как в фильме «Пятьдесят на пятьдесят» один из врагов советской разведки «ссужает коллеге своего лучшего агента, а когда агент прибывает по назначению, выясняется, что Понс (другой противник советской разведки – А.Ф.) и понятия не имеет, как тот должен выглядеть. На самом деле, на свидание приходит другой человек (наш разведчик Волгин) и скромно представляется резиденту: «Я — Роберт Маллинз». Ему благодушно верят на слово, а о [доказательствах – А.Ф.] — обо всем этом сценаристы и не думают. До чего же занятые люди эти иностранные разведчики!» (Михалкович, 1974: 92). Михалкович В. Ложе канонов и русло жизни // Искусство кино. 1974. № 1. С. 84-100.
Здесь я склонен согласиться с заметкой в «Коммерсантъ Weekend»: шпионскую ленту "Пятьдесят на пятьдесят" ни в коем случае нельзя воспринимать всерьез, занимаясь поисками сюжетного правдоподобия, хотя «при всей его обезоруживающей нелепости, это не пародия. … Сколько-нибудь рационально интерпретировать это можно лишь как злобную реакцию Файнциммера на культивируемый тогда образ наших разведчиков как вдумчивых интеллектуалов-аналитиков» (Коммерсантъ Weekend. 2015. № 10. С. 35).
К слову сказать, на Западе в 1960-х – 1970-х были сняты десятки шпионских лент похожего профессионального уровня, не претендующими ни на какой реализм, и А. Файнциммер, видимо, решил: pourquoi pas? И сделал «Пятьдесят на пятьдесят» ничуть не хуже западных аналогов…
Итак, это были мнения кинокритиков
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели ?
Александр Федоров, 2020
P.S. Если Вам интересует тема идеологического и шпионского кинематографического противостояния СССР и Запада, то подробнее об этом можно прочесть в моей монографии «Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей» (М., 2017). Текст монографии можно бесплатно скачать здесь: http://kinopressa.ru/otrazheniia