Юля возвращалась поздним вечером от подруги. Был март, по-весеннему тепло и сухо. Снег весь давно растаял. Темные скелеты деревьев отбрасывали тени на тротуар от уличных фонарей.
Юля шла быстро. Хотелось скорее прийти в теплую уютную квартиру, налить горячего чая и сесть к телевизору, укутавшись клетчатым пледом. Подруга шила ей юбку, ездила на примерку, а потом проболтали допоздна.
Юля не боялась. Еще не поздно, просто темнеет рано. Навстречу из-за угла дома вышли мужчина и женщина. Они шли рядом, плечом к плечу, мерно покачиваясь. «Пьяные», – поняла Юля. Она поспешила пройти мимо, стараясь не глядеть на них. Но в последний момент почему-то подняла глаза. На опухшем женском лице показались знакомыми глаза. Женщина смотрела перед собой. Именно этот взгляд царапнул, напомнил кого-то.
Юля прошла несколько шагов, остановилась и оглянулась, напрягая память. «Кто же это? Очень знакомый взгляд».
Женщина тоже оглянулась, не услышав сзади стука каблуков. Потом нетвердой походкой подошла к Юле, оставив своего спутника стоять на дороге. Они несколько секунд смотрели друг на друга.
- Что, не узнала? Так сильно изменилась? А я вот тебя узнала сразу. Думала, пройдешь, не заметишь. – Голос неузнаваемый, прокуренный, сиплый.
- Света? – Юлька, наконец, вспомнила одноклассницу. – Ты?!
- Я. А кто же? Что, не ожидала увидеть меня такой? А ты, я гляжу, упакована, хорошо живешь. Слушай, в память о школьных годах, дай рублей двести. Опохмелиться надо, вот так, - женщина резанула ладонью по горлу.
- Светка! Чего застряла? Пшли! – окликнул мужик, которого Юля не разглядела.
- Щас. Дай поговорить с человеком, – крикнула Светка мужику, оглянувшись, и снова повернулась к Юле. - Так дашь, или нет?
Юля вытащила из сумки кошелек. Не успела открыть, как Светка вырвала
его из рук. Та без сопротивления отдала. Денег в нем было мало. Всего пятьсот рублей одной бумажкой и мелочь.
-Тю, - присвистнула Светка, вытащила пятисотку и отдала кошелек Юле. - Мелочи не надо. Спасибо, верну, не сомневайся. А может, не верну. – Она подмигнула опухшим глазом и ухмыльнулась.
Светка развернулась и пошла к собутыльнику, помахав, не оборачиваясь, рукой с купюрой.
Юлька, ошеломленная неожиданной встречей, долго смотрела им вслед. А мужик? Неужели Колька? Его вот она совсем не рассмотрела. Она вдруг вспомнила, что стоит посреди темной улицы одна и поспешила домой. Из головы не выходила встреча. «Как же так?»
Дома Юля согрела чай, села на диван, поджав под себя ноги и накрывшись пледом. Телевизор включила, но без звука. Картинки менялись одна за другой, а в голове у Юли мелькали воспоминания.
Светка была не смазливой, а красивой девчонкой на западный манер. Природная блондинка невысокого роста, но очень правильно сложена. На физкультуре пацаны и преподаватель не отводили глаз от ладной фигуры в спортивном красном костюме.
Она знала, что красива. Поговаривали, что с Колькой из соседнего класса они встречаются по-взрослому. Могло быть и правдой. Они всегда были вместе, и Светка как-то по-свойски обращалась с парнем.
Однажды кто-то из девчонок спросил, мол, правда ли, между ними что-то есть. Светка не возмущалась, не изменилась в лице. Она равнодушно выслушала вопрос и ответила, что когда Колька вернется из армии, они поженятся. Все распланировала. В глазах одноклассниц читалось удивление и зависть. У них еще ничего такого в жизни не случилось.
Юля вспомнила, как года через четыре после окончания школы, стояла на остановке в ожидании трамвая. Мимо прошла Светка. Она так же глядела перед собой и ругала впереди идущего Кольку, который был явно пьяным. Юля проводила их взглядом. Решила, что семейные разборки.
И вот теперь увидела явно спившуюся бывшую одноклассницу.
Юля глядела на экран телевизора, перед ее глазами всплыло воспоминание. В выпускном классе их фотографировали на общий снимок, где будут некачественные фото каждого в маленьком кружочке с фамилией и именем под ним. А потом фотограф о чем-то разговаривал со Светкой. Через неделю она принесла в школу фотографии, совсем другие.
Она сидела боком на диване, обняв руками согнутые колени. Светлые волосы заколоты на затылке, одна прядка случайно или нарочно падала на лицо. Черный обтягивающий свитер подчеркивал тонкую длинную шею, маленькую грудь, прямую спину. Лицо в пол оборота, без улыбки. Фотограф словно поймал движение головы к объективу. Правильные черты лица. Идеальная черно-белая фотография красивой девушки.
Были и другие снимки, все в той же одежде. Но именно фотография на диване врезалась в память. Завидовала? Да, несомненно, как и все девчонки.
И вот теперь увидела спившуюся, опухшую бывшую красавицу. «А может с ней был не Колька? Почему не спросила, что произошло? А она ответила бы? С другой стороны, зачем? Начни разговаривать, набьется в гости, не отвяжешься потом», - размышляла Юля.
После школы многие поступили в ВУЗы. Даже троечник Толик открыл свою автомастерскую. Светка стала продавцом.
Юля вспомнила, как случайно встретила на базаре отличницу Татьяну. Она торговала вещами. Узнали друг друга, но Татьяна сделала вид, что занята обслуживанием покупателей. А ведь ее отец был зав. кафедрой в медицинском институте, даже звание имел. Татьяна тоже окончила медицинский.
Юля несколько дней вспоминала школу, встречу со Светкой. Возвращаясь с работы, смотрела по сторонам, надеясь снова увидеть ее.
Она часто думала, почему одни люди опускаются на дно, а другие худо-бедно остаются наплаву. Особенно, когда встречала бомжей, роющихся в мусорных контейнерах. Когда-то они тоже были молодыми и красивыми, и подобный сценарий жизни точно не входил в их планы.
Не справились с задачей под названием жизнь, никто не заставил их сделать работу над ошибками, вовремя не поддержал или своевременно подтолкнул, выкинул на обочину, в канаву.
«А что я сделаю, если снова встречу Светку?» - часто думала Юля. И понимала, что ничем не сможет ей помочь. Психологи говорят, что женщину со дна практически вытащить невозможно. А вот деньги Светка будет из Юли тянуть.
Родись она в крупном городке, попади вовремя в модельное агентство, сейчас была бы знаменитой. Тоже были бы свои проблемы, но не спилась бы. Может быть. Кто-то сказал, что каждый получает то, что заслуживает. Возможно. Но Светку жалко. Больше Юля ее никогда не видела.
Жизнь – коробка шоколадных конфет ассорти. Никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется.
Всем добра