“Книги – это и самолет, и поезд, и дорога.
Они и пункт назначения, и путешествие.
Они – это дом.”
Анна Квиндлен
Я выросла в читающей семье. У деда был огромный книжный шкаф с собраниями сочинений, мне часто дарили книги, моим любимым магазином был книжный, где можно было подолгу рассматривать обложки, вытягивая их за корешки. Но только став мамой, я открыла для себя тот огромный мир детской книги.
В книгах заключено особое очарование, они отвлекают, исцеляют, “уносят” наши мысли. Они разговаривают с нами, дают добрый совет, становясь друзьями и проводниками по жизни.
В наши дни электронная книга тщательно вытесняет печатную. Тем не менее, ничто не заменит запах и шуршание страниц, пахнущих мечтой, приключениями, тайной и ожиданием чуда. Наверняка многим знакома тоска, которая остаётся после прочтения интересной книги. Вы как-будто так долго жили «ту» жизнь вместе с героями...и вот она закончилась, и в вашей жизни будто чего-то не стало. Многие в поисках продолжения пытаются найти похожую книгу, берут произведения того же автора, в надежде вернуть те прекрасные часы погружения.
Возьмите своего ребёнка «за руку» и проведите его по волшебным тропинкам литературных произведений!
Читая, мы открываем перед детьми целый мир, о котором они ещё практически ничего не знают, расширяем границы их познаний, позволяя узнать о том, с чем ребёнку возможно никогда не придётся встретиться в жизни. Он учится законам и правилам общения. А прочитанное часто помогает родителю объяснить малышу те вещи, которые было сложно сформулировать самостоятельно.
Современные родители взрослеющих детей часто жалуются, что их ребёнок не хочет читать. Как быть? Как научить читать? Как привить интерес к книге?
Заставить? Отличная мысль! Можно, например, перестать отпускать гулять или не кормить, купить будильник и посадить за чтение, отмеряя время, платить за прочитанные страницы. Вот так: прочитаешь книгу – получишь сто монет. Знакомо?
И вот они, злясь, плюясь, и искренне ненавидя эту каторгу, садятся читать. А потом с чувством облегчения закидывают «несчастную» книгу куда подальше и бегут... ура, отработал!
Задавая себе вопрос «как заставить ребенка читать?» родитель уже совершает ошибку. Пытаться силой привить ребёнку интерес к чтению, равно что заставлять его играть в скучную игру. Любое дело “из-под палки” навевает тоску и усталость, и с радостью забрасывается, как только заканчивается контроль.
А вообще, книги – это прекрасно! Прекрасно, когда тебе читают с выражением вслух. Когда это не обязанность и наказание, а удовольствие. И как важно, не применяя силу и уловки, научить ребенка любви к чтению. Это полностью в родительских руках.
Есть один секрет, известный психологам. Наши дети воспитываются и учатся подражая. Иными словами, сколько бы вы ни говорили ребёнку “читай!”, он не будет этого делать, пока в вашей жизни нет книг, а вы к примеру проводите свободное время у экрана. Возьмите в руки книгу и покажите свой пример, и со временем соберете благодатные плоды.
“Дети становятся читателями на коленях своих родителей” - сказала нам Эмили Бухвальд.
Совместное чтение в семье несёт в себе огромную роль. Это счастье для любого ребёнка, уникальный способ общения, увлекательное занятие сближающее членов семьи. А если родитель читает с выражением или даже по ролям – то вообще игра.
Вот некоторые значимые факторы развития ребёнка, которые затрагиваются в процессе совместного чтения:
1. Во время чтения ребенок находится рядом, прижимаясь или крепко обнимая родителя. При этом у него создается ощущение близости и защищенности. Такие моменты оказывают положительное влияние на формирование комфортного ощущения мира и удовлетворения потребности в безопасности.
2. Ученые уже давно рассказали нам, что дети, которым регулярно читают вслух, развиваются быстрее своих сверстников.
3. Для педагогов не является секретом, что у “читающих” детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Что же касается многоязычных детей, то чтение играет существенную роль в изучении языка. Слушая, ребёнок расширяет словарный запас, учится мыслить, грамотно произносить слова, строить предложения.
4. Выбирая для ребёнка интересные книги, родители тем самым раскрывают важные и значимые для него темы. Важно читать с остановками и пояснениями, с вопросами, беря паузы, вовлекая ребёнка в обсуждение, стремясь как можно лучше понять его взгляды. Таким образом взрослый формирует у ребёнка представление о себе, как о значимой личности, чьи потребности и интересы крайне важны.
5. Книга оказывает влияние на формирование нравственных ценностей ребёнка. Слушая и узнавая истории, в которые попадают герои сказок и рассказов, ребёнок учится понимать многие жизненные понятия и ценности.
6. Через книги человек узнаёт различные модели поведения людей. В жизни каждого ребёнка существуют эмоциональные переживания, как радостные, так и болезненные, пугающие. Справиться с ними порой трудно, а родитель не всегда знает как помочь малышу. Познавая книги, дети как правило отождествляют себя с каким-либо героем, проходя вместе через радости и печали, победы и неудачи, набираются опыта по преодолению трудностей и страхов. Как знакомиться, дружить, разрешать конфликты, как добиваться цели? Эти знания дети с успехом используют в реальных жизненных ситуациях. А родитель с помощью обсуждений может помочь ребёнку провести аналогию прочитанного с его собственной жизнью.
Этот же фактор может объяснить желание ребёнка много-много раз перечитывать книгу или её отдельную главу. Малыш как-бы ещё и ещё раз переживает то, с чем он столкнулся в реальности.
После чтения, можно предложить отыграть сказку или рассказ. Если вы заметили у ребёнка интерес к какой-либо деятельности: рисованию, пению, музыке, можно предложить нарисовать героев, раскрасить, спеть песенку, малыш может выступить в роли актера.
Привитая с детства любовь к чтению, как правило сопровождает человека на протяжении всей жизни. Не жалейте время на чтение, тратье его, наслаждаясь книгами вместе со своими детьми! Ведь книга щедро одаривает всех своих поклонников умением мыслить, грамотно строить свою речь, писать, не допуская грамматических ошибок, думать, адекватно оценивать жизненные ситуации, принимать решения, а также сформировать собственный, индивидуальный взгляд на мир.
Семейное чтение не имеет возраста!
И напоследок - про интересного автора.
Анне-Катрине Вестли - прекрасная норвежская писательница, чьи произведения складываются в несколько серий романов, объединённых общими героями. На родине, в Норвегии, писательницу называли «бабушкой всей Норвегии», сравнивая её с известной Астрид Линдгрен.
Я бы рекомендовала к прочтению две серии. Одна - о девочке Авроре, где в центре внимания стоит семья. А также самое известное произведение писательницы, состоящее из семи книг. Первой из которой является — «Папа, мама, восемь детей и грузовик». Она о семье с восемью детьми, живущей в маленькой квартирке в Осло.
Автор: Анна Лавьер, сертифицированный семейный психолог, психотерапевт
http://www.annalavier.ru/
Источник: https://issuu.com/lalafemme/docs/lalafemme_26_new