В начале 60-х гг советским военным понадобился самолет для поражения крупных надводных целей: авианосцев, ракетоносцев, транспортов, стратегических объектов, а также для разведки. Планировали, что 100-тонный самолет должен был летать при крейсерской скорости до 3200 км/ч на высоте до 24 км, без подвесных топливных баков с дальностью 6000 км.
Самолет получил заводское наименование "100". Другое название Т-4.
Весной 1963 г. закончили эскизный проект, самолет предполагали делать по аэродинамической схеме "утка" с управляемым передним оперением, фюзеляж хотели сделать тонким со слабо выступающим фонарем переходящим в гаргрот.
На машину хотели установить четыре турбореактивных двигателя, устанавливаемые попарно под крылом.
Крыло планировали установить тонкое, треугольное и стреловидное. Шасси убиралось в фюзеляж и мотогондолы. Вооружение самолета размещалось на трех параллельных точках подвески.
Проект был рассмотрен комиссией ВВС СССР и Госкомитетом по авиатехнике и оценен положительно. В заключении она отметила, что самолет Т-4 является наиболее перспективным в своем классе.
В конце 1963 г. Т-4 отдельным Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР был принят к разработке.
Подход был более чем серьезный, к сотрудничеству привлекли большой круг научных организаций. Модели самолета были продуты в аэродинамических трубах ЦАГИ.
В производстве намеревались использовать новейшие достижения в области аэродинамики и двигателестроения, должны были применяться новые материалы и технологические процессы.
В ходе разработки были перебраны 50 альтернативных вариантов его аэродинамической компоновки. Самолет должен был иметь крейсерскую скорость в три раза превышающей скорость звука.
Окончательная компоновка была разработана по схеме "утка", несущая поверхность состояла из наплыва переходящего в центроплан, и центроплана с консолями крыла с прямой механизированной по всему размаху задней кромкой.
Тонкий фюзеляж большого удлинения и круглого поперечного сечения снабжался высокорасположенным передним горизонтальным оперением. заднее оперение однокилевое, носовая часть фюзеляжа поворотная, гаргрот располагался на верхней поверхности фюзеляжа.
Двигатели установили в единой мотогондоле с центральным воздухозаборником.
Вооружение самолета устанавливалось на две открытые точки подвески, которые располагались параллельно под мотогондолой.
Силовая установка самолета включала в себя системы пожаротушения, охлаждения, защиты воздухозаборника от обледенения, запуска двигателей на земле и воздухе, автоматического регулирования воздухозаборников.
Радиоэлектронный комплекс самолета обнаруживал цели и пускал управляемые ракеты, выполнял функции связи, разведки и обороны.
Навигационный комплекс определяет местоположение самолета в пространстве, выдает навигационные данные в систему автоматического управления, выдает пилотажную информацию экипажу взаимодействуя с радиоэлектронным комплексом самолета.
Строить самолет должен был Тушинский машиностроительный завод. В 1968 г. началась постройка опытного образца "101". В 1971 г. опытный самолет был построен и передан на летно-испытательную базу. Только 22 августа 1972 г. самолет поднялся в воздух. По итогам заводских испытаний выяснили, что самолет на рулении хорошо управляется, устойчив на взлете, не имеет тенденции к подъему носа и рысканию. С опущенной головной частью фюзеляжа открывается хороший обзор, что облегчает руление, взлет и посадку. После подъема носовой части фюзеляжа, полет проводится по приборам, обзор вперед дает перископ, набор высоты прост, в горизонтальном полете самолет хорошо управляется. Автомат управления тягой разгружает пилота от необходимости работы двигателями при заходе на посадку. Посадка проводится легко, тормозные парашюты и тормозная система эффективна.
Намеревались построить 6 опытных самолетов и полностью отработать все системы самолета и вооружение ударно-разведывательного комплекса.
На базе Т-4 проводилась разработка стратегического двухрежимного ударно-разведывательного самолета Т-4МС (заводское обозначение я"200").
Самолет должен был достигать сверхзвукового режима на скорости не менее 3200 км/ч на максимально возможной высоте. Режим полета у земли до 1200 км/ч.
Самолет должен был иметь большую дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой, брать большую боевую нагрузку в полете на меньшую дальность, иметь эффективное радиоэлектронное оборудование, обеспечивающее решение поставленных боевых задач, самолет должен был применять широкую номенклатуру вооружения, в том числе перспективного. Машина должна была базироваться на аэродромах 1-го класса и на грунтовых.
Соответствие заданным требованиям мог обеспечить только самолет с изменяемой стреловидностью крыла, такое крыло повышало летные качества на дозвуке, улучшало взлетно-посадочные характеристики, уменьшало отрицательное воздействие перегрузок в полете у земли на большой скорости. Проработка такого крыла показала, что его установка повысит массу самолета и изменит габаритные характеристики.
Разработали другую компоновку "бесхвостка" интегральная схема типа "летающее крыло" с изменяемыми в полете стреловидностью поворотных консолей крыла. Жесткий несущий корпус и мог позволить полет на большой скорости у земли. В центроплане размещаются помимо кабины экипажа, приборный отсек и отсек с вооружением, наши опор шасси и основные топливные баки. Поворотные консоли оснащены средствами механизации закрылками и предкрылками по всему размаху.
На самолет хотели поставить 4 двигателя попарно в двух мотогондолах под центропланом. Двигатели должны были на дозвуке обладать преимуществами двухконтурного турбореактивного двигателя и турбореактивного двигателя в разгоне и на сверхзвуке.
Экипаж самолета из трех человек располагался в гермокабине, разделенной перегородкой на два отсека, в переднем два сиденья летчиков, в заднем у левого борта сиденье штурмана-оператора. Экипаж должен был работать в скафандрах, на случай разгерметизации самолета. На случай аварии экипаж может катапультироваться.
Для обзора вперед и вбок достаточно было окон кабины экипажа, для обзора вперед-вниз планировали применять специальные створки, обеспечивающие дополнительный обзор при взлете и посадке.
На самолете должна быть поставлена система автоматического управления не позволяющая выйти на опасные режимы.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета представляет собой взаимосвязь следующих систем: навигационной, пилотажной, оборонно-прицельной, разведения, ракетного управления, радиосвязи, обороны самолета и вычислительного комплекса. Основная часть радиоэлектронного оборудования должна быть отработана на Т-4 и поставлена на Т-4МС.
Для вооружения сделали два внутренних отсека. Самолет бомб мог взять 36 тонн бомб. Для установки дополнительного вооружения предусматривались подвески.
Был еще один вариант самолета Т-4М с крылом изменяемой стреловидности, машину делали по схеме "утка".
На головной части фюзеляжа установили поворотное горизонтальное оперение. В хвосту устанавливали однокилевое вертикальное оперение. Силовая установка четыре двигателя РД-36-41, размещалась в двух мотогондолах. Топливо размещалось в десяти баках, общий вес горючего составлял 82 тонны.
Экипаж состоял из трех человек: двух летчиков и штурмана-оператора, для их спасения устанавливали катапультные кресла.
Для вооружения устанавливали две точки подвески. На них можно было подвешивать ракеты, контейнеры с бомбами.
Самолет должен был оборудоваться различным разведывательным оборудованием.
Модернизация должна была заключатся в использовании новой твердотельной электроники, новых материалов и двигателей.
Но закрытие работ по самолету Т-4 не дало планам свершиться. Работы по бомбардировщику отдали специализированному КБ Туполева.
Первый опытный самолет, совершивший 9 полетов был отправлен на вечную стоянку в Монинский музей ВВС.
Спасибо за прочтение