Многие молодые и смелые сейчас винят пожилых за то, что они проводят много времени у телевизора, впитывают непрекращающийся поток новостей, и накручивают себя, запуганные и «забитые».
Я бы этого не сказала.
Может быть, мне просто повезло, но большинство моих близких пожилых людей не унывают. Жизнь – сложная штука, каких только проблем в ней не было, к какому только режиму не приходилось подстраиваться. А уж о переживаниях за всю прожитую жизнь и всяких болячках говорить – это отдельная тема.
Когда нет возможности полноценно общаться, остается только звонить друг другу по телефону. Я обзвонила своих знакомых и родственников, чтобы узнать, как они себя чувствуют и не нужно ли чем помочь.
Тетя Таня, сестра отца, в далекой молодости переехала из Смоленска в Москву и чем только поначалу не занималась – развозила газеты по торговым точкам, продавала турецкие вещи на рынке. А потом освоила компьютер с интернетом – и понеслось… Со временем у нее появился маленький магазин одежды, а потом клининговая компания. Что-то шло хорошо, что-то разваливалось. Тетушка перенесла сложную гинекологическую операцию, но справилась и победила болезнь. Она очень любит жить и брать от жизни все возможное. Делает зарядку, правильно питается и никогда не засиживается на лавочке с соседками, обсуждая молодежь. Встречая ровесниц, удивляется, что они «еле ползают». Сейчас ей 65 лет и у нее есть небольшой бизнес – салон красоты. Спрашиваю: «Тетя Таня, что с ним теперь будет?» Отвечает: «А хорошо все будет. Переживем. И не такое переживали!»
Подруга мамы, Валентина, до пенсии и еще какое-то время спустя, была кинологом. И сейчас до сих пор еще консультирует клиентов по телефону, а дома держит семейство такс и тридцатилетнюю попугаиху со сломанным крылом. В свои неполные 70 она живет идеей открыть приют для бездомных животных и мечтает ее воплотить в жизнь. Я-то понимаю, что в наше время столько денег, чтобы открыть приют, у Валентины уже никогда не будет. Боюсь, что ее идея так и останется мечтой, но она ее не отпускает и энергично рассказывает мне по телефону о своих планах: «Вот выпустят нас, и я сразу займусь!»
Людмила, моя пожилая наставница с бывшей работы, с молодости шьет. Достает из шкафов вещи двадцатилетней давности и перешивает. Получается модно и современно. По образованию она инженер. В лучшие времена много путешествовала. Самой ее выдающейся рабочей поездкой была Америка, куда она очень долго готовилась попасть. «Мне интересно было, как там жизнь устроена. – рассказывает Людмила. – Убедилась, что совершенно по-другому». Приглашали Людмилу остаться, звали на работу по контракту, но она не согласилась, потому что самой большой ценностью для нее всегда оставалась семья. Сейчас она пишет стихи и мечтает выпустить сборник. А к происходящему относится философски, приглядывается к природе, рассуждает о том, как она прекрасна весной…
Дядя Саша, еще один мой родственник, по образованию химик. Всю жизнь он занимался драгоценными камнями, контролировал составы сплавов, чтобы на выходе получилось качественное изделие. Дядя Саша видел в своей жизни столько драгоценностей и богатства, что в конце трудового пути пересмотрел свое отношение к деньгам и решил, что ценнее всего будет путешествовать. Уже несколько лет он мечтает отправиться в Антарктиду и сделать свои личные наблюдения с Южного полюса. Туда непросто попасть, много сложностей с документами, да и пенсионных денег дяде Саше на такую поездку не хватит. Но он не отчаивается, говорит, что у него еще вся жизнь впереди.
Тете Кате, своей двоюродной тетушке из Якутии, я дозвонилась лишь с пятой попытки. Уже начала было волноваться, но, когда бодрый мелодичный голос нараспев произнес: «Алло», сразу успокоилась. Одинокая 60-летняя тетя Катя с молодости живет в далеком рабочем поселке и, приспособившись к местному климату, любит ходить на лыжные прогулки, как когда-то в Подмосковье, в студенческие времена. Аккуратно скользя по берегу озера на старых лыжах, тетя Катя гордится их прочностью и говорит, что будет жить так же долго. «А какая красота у нас здесь будет в мае!» – рассказывает она мне по телефону. – Приезжай, нечего сидеть в Москве».
Закончив телефонные разговоры, я, наконец, расслабляюсь и понимаю: есть еще сила на нашей земле. Сила воли, сила действия, сила желания жить и воплощать в действительность самые невозможные мечты. И она гораздо мощнее, чем я могла себе это представить.
Если бы только не маленький, злобный и такой беспощадный вирус… А может быть, не только он?..