После объединения ФРГ и ГДР в современную Германию, страна имела на вооружении очень много Т-72М и М1, которые начали буквально раздавать даром… Заказчиками приходилось платить только за доставку. Одной из стран, получивших Т-72 стала Канада. Что самое интересное, канадский танкист высказал собственное мнение о машине Варшавского договора.
Т-72М
Заранее оговорюсь – Т-72М не производился на территории СССР. Версия «М» была лицензионным вариантом Т-72А без композитной брони в башне. Версия М1 была создана в 80-е годы и почти полностью соответствовала Т-72А. Главными производителями Т-72М и М1 были Чехия и Польша.
Доставка и применение.
После объединения Германии, Канада заказала около десятка Т-54, Т-55 и Т-72. Последние использовали как угодно – ради испытаний эффективности разных снарядов, ходовые и эксплуатационные испытания, отправили в музеи. Эксплуатировали танки по предписания американских коллег из Абердинского полигона.
Из воспоминаний одного из канадских танкистов – танк прибыл с полным боекомплектом и керосином в баках. Это не на шутку удивило, ведь мотор у Т-72 дизельный. На практике же, V-образный силовой агрегат мог работать практически на любом топливе.
Отдельного упоминания удостоились форсунки системы ТДА. Из слов канадца – изобретение невероятно простое и гениальное… Такого не было даже в немецком танке Leopard.
Надёжность.
К слову, сравнению подверглись даже условия комфорта и тут Т-72 был не самым лучшим, но танкист отметил, что от этого ощущение уверенности только усиливалось. Если говорить о приборах внутренней связи, то шлемофоны были просто невероятными. Они очень сильно понравились канадским танкистам. В ушах не было слышно даже ветра при езде на полном ходу, шум двигателя не беспокоил, а с помощью ларингофоном можно было говорить хоть шёпотом и при этом, остальные члены экипажа слышали чётко и ясно.
Если говорить о надёжности, то первое, о чём упомянули канадцы – катки. Казалось бы – кто на них обратит внимание? Канадцы обратили… На «Леопардах» катки были не большими, а резиновые бандажи быстро изнашивались. Приходилось периодически менять элементы подвески… У Т-72 такой проблемы не было в принципе. Большие катки не только не уступали в проходимости, но и оказались более долговечными. За весь период эксплуатации их ни разу не сменили.
Но больше всего, удивило то, как танк завёлся после хранения буквально под открытым небом. Всего час профилактических работ и заправки перед учениями и танк завёлся… На такое не был способен ни один танк НАТО.
Итог.
В конце сообщения, канадский танкист заявил, что пока у России есть такие танки, НАТО не сможет застать армию противника врасплох. К тому же, 125 мм орудие вполне способно бороться со всеми видами наземных войск от пехоты до танков и укреплений. На такое танки НАТО не способны.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.