Может, учителям...
Кто бы мог подумать еще в январе 2020 года, когда мы только-только собирались с силами после праздничных мероприятий, что нас всех захлестнет волна повсеместной информатизации и цифровизации. Это происходило еще с начала XXI века , а о поколении Z то тут, то там монотонно вторили "продвинутые педагоги". Я тоже вторила об этом, считая себя причисленной к этой отборной категории. Но это были лишь разовые прививки современных технологий, на которые у учителей-мастодонтов нет-нет да и вспыхивали аллергические реакции. Все шло своим чередом в этой постоянной борьбе поколений.
Самоизоляция и ее логическое следствие в виде дистанционного образования повергла педагогов "от мало до велика" с разной степенью тяжести. Первая неделя была отмечена крахом образовательных платформ, судорожным поиском альтернативных способов преподавания, возвратом к излюбленным мессенджерам, отсиженными попами и больной спиной. На второй неделе мы (а под "мы" разумею всю плеяду учителей) более-менее выбрали для себя информационного посредника для общения с детьми: кто-то свыкся с ЯКлассом, кто-то пошел дальше и освоил ZOOM, а кто-то хорошо закрепил свои позиции в социальных сетях.
Так или иначе можно сказать, что учителя прошли все стадии принятия неизбежного и в конце-концов примирились со своей участью. Многие даже получили удовольствие, что часть ответственности за усвоение образовательного минимум наконец-то ляжет на плечи и родителей тоже. Так вот, возвращаясь к вопросу, обозначенному в заголовке статьи, могу сказать, что из всех контрагентов этих дистанционно-образовательных отношений учителя оказались самыми гибкими и способными к адаптации вне зависимости от возраста или опыта. Наверно, мы привыкли к форс-мажорам.
Вы готовы дети? Нет, капитан.
В отличие от учителей, технологически учащиеся оказались более подкованы. Просыпаясь и засыпая с телефоном в руках, они приспособились не только танцы у окна в ТикТок снимать, но и регистрироваться на образовательных площадках. Проблема пришла оттуда, откуда не ждали. Ну точнее не ждали сами мальчишки и девчонки, а также их родители. Учителя об этой проблеме где-то в глубине души догадывались, но старались не озвучивать вслух, дабы лишний раз не расстраиваться. А суть ее - отсутствие навыков самостоятельной работы. И речь даже не о способности решить какой-нибудь пример самому, а в принципе в возможности взять себя в руки и заставить зайти посмотреть, а чего там Марь Иванна за пример-то мне отправила. Раньше было как-то то ли неловко, то ли страшно придти в школу неготовым, ругать еще при всех будут, отчитывать. Не пойти тоже нельзя - родителям позвонят, потом вызовут, а дальше эта волокита затянется. Нафиг надо. А теперь визуального и аудиального контакта особо нет, школьный надзор ослабел, краснеть уже не перед кем, особенно если видеоконференции игнорируешь. В общем, внеплановые каникулы. И это даже уже и не проблема, получается. Нет уроков - нет проблем.
Но у монеты, как говорится, две стороны. Если первая категория детей свой учебный год уже заочно завершила в своем вымышленном мире, то вторая категория постепенно приближается к состоянию нервного срыва и переутомления от объемов предлагаемых учителями заданий. Никто не поспорит, что количество домашнего задания выросло чуть ли не вдвое. На самом деле нет. Все осталось по-прежнему, только раньше школьники часть материала осваивали в ходе урока с объяснениями учителя, а часть выполняли дома уже по аналогии. Сейчас все надо делать самому и сразу. Отсюда снова проблема отсутствия навыков организации своего образовательного процесса. Такое чувство, что мы так и остались при советской системе, где учителя классно и профессионально вручали детям информацию, а дети, в свою очередь, ее потребляли и шли дальше. А ведь должны-то мы сейчас учить учиться.... Незадача.
А родители что?
С родителями картина получилась интереснее. Я даже выделила несколько типов:
Когда ребенок-ботан
Не в обиду любителям растений, я не о них. Как помните, ботаником испокон веков называли человека, помешанного на учебе, у которого великий когнитивный диссонанс может вызвать простая четверка. В общем, родителям таких детей повезло: они когда-то усердно поработали, а сейчас пожимают плоды, не беспокоясь, что классный руководитель будет изо дня в день беспокоить жалобами на неуспеваемость чада.
Я ничего не понимаю в ваших этих Интернетах
Родители, которые так и не смогли справится с технологиями и продолжают перекладывать вопросы воспитания и образования на школу, совсем забывая, что по законам Российской Федерации родитель обязан обеспечить условия обучения. С такими очень тяжело, потому то довода о переходе всей страны на дистанционный формат не достаточно.
Ни шатко, ни валко
Средняя категория родителей, которая в крайности не впадает, но энтузиазмом тоже не отличается. В дистанцинку влились как и учителя: неся большие психологические потери, все-таки сумели выработать систему.
А оно мне надо?
О, это моя любимая категория. Я вообще про таких говорю, что они заражены синдромом Щербакова. Здесь я делаю отсылку к одному комику, который выступал с монологом про домашние задания. Было в его речи так: ребенок приносит список упражнений, которые необходимо выполнить, чтобы закрепить пройденный на уроке материал, а в ответ родитель - "А оно мне надо? Я тут сижу. Лежу". В общем оно все так и получается и с дистанционным образованием по типу "оно мне надо?". Общеизвестных методов лечения такой болезни еще не придумано, каждый учитель лечит собственным методом, но иногда "пациент" безнадежен.
В общем, не подумайте, что я безосновательно пытаюсь очернить родителей, но я пишу с той стороны баррикады, с которой меня вынудил оказаться профессиональный долг и пока что отсутствие собственных детей. На мой взгляд, опять-таки максимально субъективный, тяжелее всего оказалось именно родителям: неустойчивая эпидемиологическая ситуация в стране, экономический кризис, а тут еще и постоянные звонки от уже срывающегося на крик классного руководителя с напоминанием о размещенных заданиях и сроках их выполнения. Поэтому, свое эмоциональное выступлению закончу известной фразой, обращенной именно к ним: "Денег нет, но вы держитесь".