Как устроен ЕГЭ по литературе в 2020 году? В чем отличия от предыдущего года. Какова структура экзамена? Сколько заданий, как они организованы и как их выполнять? Примеры ответов на задания 8, 9, 15, 16. Советы по написанию сочинений. Сколько баллов за каждое задание можно набрать. Критерии оценки работ. Часто задаваемые вопросы о ЕГЭ по литературе. Часто допускаемые ошибки.
Структура ЕГЭ, примеры выполнения заданий, сочинения, баллы и критерии оценки
Что изменилось в ЕГЭ по литературе в 2020 году по сравнению с предыдущим годом?
Ничего. Требования остались прежними. Как и в прошлом году, ЕГЭ по этому предмету не отличается ни по структуре, ни по критериям оценивания. Выдыхайте и спокойно готовьтесь по известным схемам.
Структура ЕГЭ по литературе
Три основные части
Экзамен можно разделить на три части:
- Первая часть. Фрагмент текста из драматического или эпического произведения. Т.е. отрывок из пьесы или прозаического произведения. После чтения следует выполнить три задания, относящиеся к приведенному фрагменту.
а) Тест, который состоит из 7 вопросов (задания 1-7)
б) Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному тексту (задание 8).
Это спасительное задание, потому что ответить на него можно, даже если Вы произведение полностью не читали или плохо его помните. Сам текст подскажет правильный ответ. Поэтому читайте его как можно внимательнее!
Сделайте первое предложение вводным, последнее – обобщающим. Каждое микроутверждение проиллюстрируйте небольшой цитатой или отсылкой к конкретному моменту из фрагмента.
Например, приведен отрывок из «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина. Ставится вопрос «Какие качества помещика высмеиваются в данном эпизоде?» Ваша задача щедро перечислить эти качества (лень, безалаберность, глупость и т.д.) и подкрепить утверждения аргументами – цитатами или примерами из текста.
Ответ на этот вопрос может выглядеть так:
Пример выполнения задания 8 в ЕГЭ по литературе 2020
Сказки Салтыкова-Щедрина – это, фактически, особый жанр: соединение фантастики с реальностью, в рамках которого автор мог, не опасаясь цензуры, говорить о важных вещах. Это способ сатирического изображения действительности, бичевания человеческих пороков через смех.
Так и в «Диком помещике», обращаясь к волшебному сюжету о превращении главного героя в звероподобное существо, Михаил Евграфович показывает леность, жестокость, неряшливость, невежество, потерю человеческого облика не только внешнюю, но и внутреннюю. Фрагмент начинается с описания сада, заросшего репейником, это, как и описание «рыхлого, разнеженного тела», свидетельство лени, прозябания хозяина, его нежелания что-либо делать. Упертость и самодурство выражены в его собственных словах: «Нет, лучше совсем одичаю, … но да не скажет никто, … что от принципов отступил!» И, конечно, одно из главных качеств героя – глупость, которую осознает даже медведь: «И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!».
Таким образом, автор сатирически выводит в образе помещика многие человеческие недостатки, а само его превращение, по сути, является метафорой «внутреннего зверства», полной духовной деградации.
в) Минисочинение до 1
в) Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении предложенного произведения с двумя другими образцами русской классической литературы про определенному критерию (задание 9)
Это задание требует большей подготовки и дороже оценивается. Здесь крайне важно назвать двух авторов и два произведения, с которыми мы сравниваем наш текст! И также важно грамотно сформулировать, почему вы сравниваете именно с ними. Если сравнение будет некорректно, или вы забудете имя автора или название произведения, балл снизят.
Например, Вас могут спросить: «В каких еще произведениях авторы высмеивали человеческую глупость, и чем другие герои схожи с Диким помещиком?» Вам необходимо назвать два самых подходящих варианта, которые Вы легко сможете сопоставить с Диким помещиком. Например, можно назвать «Недоросля» Фонвизина и обратить внимание, что Митрофанушка также беспросветно глуп и ленив, мечтает об одном безделье. И, например, назвать Коробочку из «Мертвых душ» Гоголя и сделать акцент на ее ограниченности и желании извлечь выгоду, хотя подчеркнуть, что она при этом не ленива.
2. Во второй части экзамена дается лирическое произведение (т.е. стихотворение) (или отрывок из лироэпоса (т.е. поэмы)).
Во второй части нужно выполнить такие же задания, как и в первой части.
а) Тест, который состоит из 5 вопросов (задания 10-14)
б) Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному стихотворению (задание 15)
Пример вопроса: «Какой духовный путь прошла лирическая героиня Ахматовой в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…»? Вам нужно будет написать небольшое сочинение-рассуждение о том, что героиня, пройдя через тревоги и волнения, научилась находить радость в простых вещах. И развернуть эту мысль. Хорошо, если Вы продемонстрируете знание контекста. Но в целом, это один из самых легких вопросов, так как текст уже будет у вас перед глазами, Вам останется только применить к нему свои душевные и аналитические способности.
в) Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении с другими лирическими произведениями (задание 16)
Также должны быть озвучены два имени авторов, названия стихотворений (или первая строка), и все примеры следует сопоставить по определенному параметру.
Например, вопрос может быть сформулирован так: «В каких произведениях речь идет о разлуке и в чем сходство и различие со стихотворением Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»?» Можно сравнить это стихотворение, например, с текстом Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты-мили…» и текстом Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…».
Тогда минисочинение будет выглядеть так:
Пример выполнения задания 16 в ЕГЭ по литературе 2020
Тема разлуки, как и тема любви, смерти или дружбы, общечеловеческая; к ней обращались многие русские писатели, особенно часто – в лирике. Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» вошло в сборник «Вечер» и является одним из ранних произведений Анны Андреевны. Оно фиксирует состояние молодой женщины, которая уже начала разочаровываться в отношениях с мужем. Она пытается заполнить тоску созерцанием жизни, умением различать значимость каждого момента в простоте: «И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу».
Для сравнения можно вспомнить стихотворение ее современницы Марины Ивановны Цветаевой «Рас-стояния: версты-мили…», которое посвящено Б.Л. Пастернаку. Обе поэтессы обращаются к дорогим людям, но послание Ахматовой более сдержанное и одновременно более безнадежное, ее лирическая героиня примирилась со своим положением: «И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу». У Цветаевой же стихотворение страстное, она обвиняет обстоятельства в разлуке и горячо надеется на перемену судьбы («В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий…»).
Под другим углом смотрит на разлуку М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…». В нем герой уже пережил перемены, осознал ценность происходившего и говорит о прошлом, которое воплощается в памятном, теплом, но смутном образе.
Его нежная печаль отличается от страстного порыва Цветаевой и сдержанной разочарованности Ахматовой.
3. Третья часть – большое сочинение на одну из четырех тем по выбору ученика (задание 17)
О правилах написания сочинения ЕГЭ по литературе мы будем говорить в других уроках.
Баллы за задания и критерии оценки
Тестовые вопросы стоят 1 балл каждый. Если выполнить тест полностью правильно, можно заработать 12 баллов.
За минисочинение-анализ (задания 8,15) – 5-10 предложений – можно получить максимальный балл – 6. Это самые легкие и самые дешевые задания в экзамене.
Обратите внимание, что ответ должен быть основан на анализе фрагмента, а не всего произведения. Либо приведенного стихотворения, а не всего творчества поэта!
- Ответ свидетельствует о понимании текста (0-2 балла)
- Привлечение текста для аргументации (0-2 балла) (текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют)
- Логичность и соблюдение речевых норм (0-2 балла) (2 – нет ошибок, 1 – не более одной ошибки каждого вида)
За минисочинения-сравнения (задания 9,16) – 5-10 предложений – можно получить максимальный балл – 10.
Сравнивайте произведения между собой при изучении. Научитесь находить тематический и идейный параллелизм. Тогда вы наберете много баллов.
- Сопоставление с первым выбранным произведением (0-2 балла) (названо произведение, его автор, правильно сопоставлено, авторская позиция не искажена)
- Сопоставление со вторым выбранным произведением (0-2 балла) (то же)
- Привлечение текста (0-4 балла) (тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.)
- Логичность и соблюдение речевых норм (0-2 балла)
Часто задаваемые вопросы о заданиях 9, 16
Можно ли выходить за рамки объема в 5-10 предложений? Можно. Но не нужно.
А можно подобрать три примера? Можно, но это отнимет время, а балл не повысит. Лучше придумайте два сопоставления, в которых уверены.
Можно ли приводить для сравнения тексты одного и того же автора? Лучше приводить произведения разных авторов.
Можно приводить пример из современной литературы? Можно. Но не пишите о малоизвестных региональных писателях или беллетристических книгах. Только широко известная высокохудожественная литература.
Можно ли прозаические и драматические тексты сравнивать с лироэпическими произведением? Можно. Если рассматривается вопрос о чести\честности (Чацкого), можете запросто сравнивать с Татьяной.
За большое сочинение (задание 17) максимально можно набрать 14 баллов
Объем сочинения – от 200 до 400 слов. Нижнюю границу нарушать нельзя. Верхнюю можно, но учтите, что чем больше объем, тем больше вероятность допустить ошибку. Делайте это только если вы в себе полностью уверены.
Критерии оценки большого сочинения
- Соответствие теме и ее раскрытие (0-3) (тема не раскрыта или раскрыта глубоко, раскрыта многосторонне или односторонне, авторская позиция не искажена или искажена)
- Привлечение текста для аргументации (0-3) (фрагменты, образы, микротемы, детали, приведено не менее трех стихотворений при анализе лирики, нет фактических ошибок)
- Опора на теоретико-литературные понятия (0-3) (использовать и не ошибаться)
- Композиционная цельность и логичность (0-3) (нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена) (2 – одна-две логические ошибки, 1 – нет композиционной цельности и\или допущено три-четыре логические ошибки)
- Соблюдение речевых норм (0-3) (2 – две-три речевые ошибки, 1 – четыре речевые ошибки)
Итак, ЕГЭ по литературе в 2020 г. никак не отличается ЕГЭ прошлого года. Готовясь к экзамену, следует учитывать его структуру, знать определенный набор терминов и понятий, уметь отвечать на вопросы теста, писать минисочинения, уметь анализировать и сравнивать литературные произведения, а также представлять себе, как писать большое сочинение.