День клонился к концу. Редкие лучи солнца пробивались сквозь густые ветви деревьев парка, в котором С. Джон Ленд и Эрик Берн, неспешно прогуливаясь, обсуждали решение Ленда покинуть компанию Берна. Он пытался убедить Ленда как наиболее важного своего сотрудника остаться, но тот был непреклонен, и Берну оставалось лишь пожелать ему удачи. Он до сих пор не мог до конца понять, почему С. Джон Ленд решил оставить высокооплачиваемую должность главного операционного директора в крупнейшей корпорации Уолл-стрит и открыть вместо этого свой паб. Разумеется, свое дело — всегда хорошо, но паб…
Ленд же был решительно настроен и, казалось, не сомневался в будущем успехе. Он видел большой потенциал в технологиях виртуальной реальности, которые лишь начинали постепенно закрепляться в мире, и считал, что сейчас самое время занять нишу, пока традиционные гиганты вроде сети пабов Norton & Gamble не обратили внимание на новые технологии.
За последнее десятилетие технологии виртуальной реальности шагнули далеко вперед, настолько, что игровая индустрия практически полностью перешла в виртуальный мир. Разработчики создавали качественные, детальные виртуальные миры, которые превосходили любые игры на консолях и телефонах. И пока в мире происходила истерия вокруг сферы игр, немногие понимали, что вслед за играми подтянутся и другие сферы: театры, библиотеки, рестораны и бары. Однако пока что мало кто это понимал, не представляя, как это все реализовать. Ленд был среди тех, кто понимал.
Благодаря своей высокой должности и опционам, полученным от Берна на заре становления компании, Ленд смог начать строить свой виртуальный Паб С. Джона Ленда без сторонних вложений. Ему удалось переманить несколько талантливых программистов из крупных игровых корпораций, которые поверили в его идею и согласились работать за половину зарплаты и сомнительные опционы Паба. Один из них, Джек Биллингем, позже рассказывал, что его коллеги, когда узнали, что он покидает мирового лидера в сфере разработки виртуальных игр ради работы в пабе, пустили по офису жестяную банку, чтобы собрать ему мелочь на будущее. Затея Ленда всем казалась лишь игрой. Никто не верил в успех, кроме самого основателя, Биллингема и еще парочки программистов, присоединившихся к их небольшой команде.
Работа над проектом продолжалась шесть месяцев, по результатам которых была создана первая виртуальная версия Паба. Это была драфтовая, очень примитивная версия, но она работала. Пока Биллингем и другие программисты тестировали свое творение, Ленд подыскивал подходящий склад в Нью-Йорке, на котором должны были храниться товары посетителей перед отправкой. Склад и был решением проблемы паба в виртуальной реальности. Ленд намеревался создать магазин, в котором пользователи могли бы заказать любой напиток, когда-либо созданный на Земле, и получить его в максимально короткий срок. А затем испить вместе с друзьями в виртуальном пабе. Ленд делал ставку на то, что такое времяпровождение встретит отклик у друзей и членов семьи, находящихся на расстоянии, а также среди фанатов киберспортивных соревнований.
В течение следующих двух месяцев был оборудован склад и налажены онлайн-заказы всевозможных напитков — паб начал работать в тестовом режиме. Первыми клиентами были в основном группки друзей-программистов, которым было любопытно протестировать новый сервис. Они благосклонно отнеслись к самой идее, но пожаловались, что доставку редкого алкоголя пришлось ждать больше недели, а сам паб выглядит «уныло, как палата для душевнобольных».
Этот не самый лестный отзыв лишь сильнее вдохновил Ленда, и команда принялась за работу с двойным усердием. Вскоре состояния Ленда оказалось недостаточно для выплаты зарплат, аренды склада и оборудования. Вместе с другом Билленгема, работавшим в крупном банке, Ленд принял решение сделать компанию публичной и привлек инвестиции. Денежный поток как свежий воздух взбодрил всех в компании, и Ленд смог осуществить давно задуманное расширение компании: он арендовал новые склады, купил новое оборудование, а главное — нанял новых людей в штат.
Поток клиентов рос космическими темпами, и Паб расширялся и модернизировался с соотетствующей скоростью. В первый месяц оборот паба составил семь тысяч долларов, во второй — семнадцать тысяч, а к концу году — пять миллионов. Этому способствовала, в первую очередь, вера инвесторов в будущее виртуальных компаний.
Стремительный рост привел к хаосу в организационной структуре. Работы было много, а людей постоянно не хватало. Крупные компании при быстром расширении обычно понижают планку требований к новым сотрудникам, но не Ленд — он требовал максимального качества работы и самых лучших людей в команде. Классическим способом провалить собеседование было изъявление желания сохранять баланс между личной жизнью и работой.
В тот период работа в компании представляла собой бесконечный марафон. Ленд даже купил раскладушку, которую поставил в кабинете на случай, если ему придется ночевать в офисе (использовалась она практически ежедневно). Он выжимал максимум из себя и своих сотрудников, неустанно повторяя, что нужно занять как можно большую долю рынка, прежде чем гиганты традиционного бизнеса обратят внимание на виртуальную реальность. И опасаться было чего — к концу второго года существования оборот Паба С. Джона Ленда составлял 30 миллионов долларов. Капля в море по сравнению с 4 миллиардами у Norton & Gamble. Осознавая это, Ленд несся вперед, как скоростной поезд, и массово увольнял сотрудников, не поспевающих за ним. Как рассказал в одном из интервью Биллингем: «Никто не говорил, что вам запрещено иметь выходные. Но никто не предполагал, что вы ими воспользуетесь».
К концу четвертого года существования компании случилось то, что должно было случиться — Norton & Gamble обратили внимание на виртуальную реальность после того, как Ленд увел у них несколько десятков менеджеров. Руководство Norton & Gamble пригласило Ленда на встречу в ресторан на Манхэттене, где за стейками изъявило желание приобрести Паб С. Джона Ленда. Им было отказано, и тогда Norton & Gamble объявили о создании своего виртуального паба. Это стало началом восьмимесячной черной полосы для Паба С. Джона Ленда.
С приходом Norton & Gamble на виртуальный рынок газетчики вовсю начали писать о начале конца для Паба Ленда. Аналитики с Уолл-стрит прогнозировали его скорое банкротство и предостерегали инвесторов от любых сделок с ним. Более того, аналитики изучили отчетность Паба за последние несколько кварталов и раструбили во всех СМИ, что он убыточный.
Паб в действительности был убыточным из-за выбранной Лендом стратегии по бескомпромиссному расширению. Он давно мог бы переориентировать Паб на извлечение прибыли, но продолжал нестись вперед и расширяться, опасаясь, что если этого не сделать, то неизбежный приход на рынок Norton & Gamble уничтожит его бизнес. Однако теперь, когда неизбежное случилось и поднялась всеобщая шумиха, ситуация изменилась. Шквал критики и обеспокоенные письма от инвесторов все-таки заставили Ленда отпустить педаль газа и сбавить темп. Он наконец-то признал, что дальнейшее расширение в текущих условиях не является стратегически верным решением.
— Главная опасность, которая грозит нам, это вовсе не появление на рынке Norton & Gamble, — говорил он на одном из совещаний совета директоров. — Главная опасность заключается в самоисполняющемся пророчестве.
Все посмотрели на Ленда с удивлением. Последние несколько лет он постоянно только и делал, что разглагольствовал об опасности вступления в игру Norton & Gamble, а сейчас вдруг резко изменил риторику.
— Традиционному бизнесу вроде Norton & Gamble будет сложно приспособиться. Он неповоротлив и массивен, а главное, никогда не отправит своих лучших менеджеров в нишу, которая в обозримые годы не принесет и трети прибыли по сравнению с основной деятельностью, — продолжал Ленд. — Наши главные враги сейчас вовсе не Norton & Gamble. Наши враги — аналитики с Уолл-стрит. Именно они сейчас создают самоисполняющееся пророчество. Вы, наверное, спрашиваете себя, о чем, черт побери, он говорит? — Ленд усмехнулся, получив несколько утвердительных кивков. — Самоисполняющееся пророчество — это предсказание, которое косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Иными словами, предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.
— Объясню на нашем примере, — сложив руки за спиной, расхаживал по кабинету Ленд. — Еще неделю назад ни у кого и мысли не было, что мы можем обанкротиться. Но вот на рынок пришли Norton & Gamble. Изменился ли расклад сил? Безусловно, но мы занимаем достаточно прочное положение, чтобы выжить. Вопрос уже не в выживании — вопрос в объеме рынка, который сможем ухватить мы и Norton & Gamble. Вопрос в том, кто захватит лидерство. Но каждый из нас достаточно силен, чтобы не потонуть. Однако, — Ленд начинал распаляться, речь становилась быстрее и жестче, — в дело вступили аналитики с Уолл-стрит, которые предсказывают нам банкротство в течение двух лет. И вот это, — Ленд сделал выразительную паузу, как его учили на курсах ораторского мастерства, — в действительности меняет положение дел. Отчеты и критика аналитиков могут повлиять на поведение инвесторов и наших арендодателей. Более того, их отчеты повлияли на цену наших акций — она падает и довольно стремительно. Мог ли Паб С. Джона Ленда обанкротиться только от того, что Norton & Gamble вышли на рынок? Нет! Можем ли мы обанкротиться из-за отчетов аналитиков? Да! Это и есть самоисполняющееся пророчество! Их отчеты влияют на действия инвесторов и иных игроков, таким образом постепенно претворяя сделанное аналитиками предположение в жизнь!
— Если человек определяет ситуацию как реальную, она — реальна по своим последствиям, — подытожил Ленд [1].
Начались масштабные действия по стабилизации положения компании. Всем сотрудником был объявлен приказ Ленда «упереться рогами в землю, но выйти на прибыль в четвертом квартале». Сотрудники были переведены в режим «адского месяца» по аналогии с адской неделей, а сам Ленд ураганом влетел в общественную жизнь. Ежедневно он проводил по несколько встреч с инвесторами, показывая им отчеты и планы по развитию и заверяя, что аналитики с Уолл-стрит ошиблись в своих предположениях. Все чаще он стал появляться с интервью на телевидении и лекциями в университетах. Везде он неустанно продвигал одну лишь мысль — Паб С. Джона Ленда устойчив и ему не грозят никакие проблемы.
Джек Биллингем, главный операционный директор компании, по просьбе The Washington Post прокомментировал отчеты аналитиков, назвав их «вздором». Позже С. Джон Ленд в интервью The Wall Street Journal расширил этот комментарий до «полного вздора».
Коллективные действия по стабилизации компании не уменьшили шквал критики, однако позволили сохранить лояльность большей части инвесторов. Большую роль здесь сыграл именно личный фактор — персональные беседы Ленда с каждым и его пробивная уверенность в будущем Паба. Как говорил Тед Маллек, один из ранних инвесторов: «Ленд налетел на меня с непреклонной уверенностью в успех, как бык, и в ту же секунду я понял, что с ним можно работать».
Кризис Паба С. Джона Ленда в СМИ длился долгие восемь месяцев. Но Паб так и не пал, и даже многомиллионные вливания Norton & Gamble в конкурирующий проект не сломили его.
Ленду удалось избежать разрушающего воздействия самоисполняющегося пророчества. Но главное, что он смог вынести из этого опыта — самоисполняющееся пророчество можно использовать и в свою пользу. Именно поэтому Ленд не закрылся в своем высокомерии, не обиделся на аналитиков с Уолл-стрит, а напротив, стал часто звать их на совместные ужины и просмотры футбола в Паб, и небольшими порциями погружал их в свои планы по дальнейшему расширению. Он намеревался заручиться их поддержкой, обратить их в веру в свой проект — и тогда в СМИ будет другая риторика, Паб С. Джона Ленда будут превозносить как наиболее перспективный проект. В конце концов люди поверят в это, что повлияет на их действия и превратит эти прогнозы в пророчества — самоисполняющиеся пророчества.
[1] Цитата социолога Роберта Мертона.
Открыть список всех рассказов
Оставить отзыв: John
Канал: Паб С. Джона Ленда