Помните ли вы то время, когда захватывающая дух история о маленьком хоббите, преодолевающем великое зло - только выходила на экраны и поражала каждого, кто её увидел?
Я помню. И помню превосходно.
Пусть в те времена я был ещё совсем ребёнком и не понимал половины происходящего на экране, но визуал, общий посыл, вайб, исходящий от истории - всё это цепляло и тащило за собой дальше.
Шло время, все мы взрослели, но любовь к этой истории - лично у меня - переросла в любовь к целой Вселенной, целиком и полностью созданной (только вдумайтесь!) одним человеком в своей голове - вплоть до придуманных - специально для этой Вселенной - языков!
Для кого-то это, возможно, лишь выдуманный мир - с эльфами, гномами, драконами и прочими фентезийными клише, которые притягивают поклонников этого жанра и сразу отталкивают его противников.
Но настолько ли этот мир выдуман? Может просто нужно заглянуть чуть дальше поверхности и можно увидеть куда больше?
Разобраться в этом - задача не из простых...
Но это же не значит, что не стоит и пытаться, верно?
В предисловии ко второму изданию "Властелина Колец", Дж. Р. Р. Толкиен известен своим пренебрежением к аллегорической литературе и отказом от использования аллегории в его собственных историях. Он пишет:
"Я сердечно не люблю аллегорию во всех ее проявлениях - и никогда не любил"
Таким образом, любая попытка впитать в себя его трёхтомный "Властелин колец" работает со значениями, которые имеют параллели с обществом (как времён Толкиена, так и с современным), которые следует проводить с большой осторожностью. Джей У. Ричардс любезно отмечает это, однако, поясняет:
"Хотя его истории не аллегории, они - имеют место быть. Как литературное произведение, которое фокусируется в первую очередь на материальном мире - на одном Кольце силы - "Властелин Колец" применяет марксистскую критику скупости, владения, а также структуры власти, основанной на богатстве"
В ответ на критику Карлом Марксом современной капиталистической системы, Ишай Ланда пишет:
"Я не утверждаю, что в Кольце Толкиен создал аллегорию капитализма, даже бессознательно: это было бы ближе, пусть и поэтично, что Кольцо - это капитализм, воссозданный в виде мифического образа"
Кольцо - это не аллегория на капитализм, а скорее...
Кольцо может восприниматься как общественная сила, аналогичная капитализму, с аналогичными последствиями для людей в обществе.
Как единственный материальный объект, ценимый прежде всего в Средиземье, Кольцо - это представление класса, конфликтных и иерархических структур власти, материализа и культуры товаров и частной собственности, и разрушительного влияния жадности и капитализма на отдельные лица.
Проблемы, о которых говорит Маркс - связаны с понятиями богатства,
производства, материализма, скупости и последующего уничтожения жадности. Эти темы обильно прослеживаются во "Властелине колец" Толкиена.
Однако, для того, чтобы их проанализировать, необходимо сначала рассмотреть личные предубеждения Толкиена и то, как они отражаются в этой Истории.
Сам Толкиен сражался в британской армии во время Первой мировой войны - опыт, который породил в нем сильное разочарование в насилии, модернизации, индустриализации и материализме. Забавный момент из жизни Толкиена, которая говорит о его презрении к материализму и индустриализации - профессор продал первую же машину своей семьи вскоре после покупки - в пользу езды на велосипеде.
Стив Хайам указывает на строгую стратификацию созданного Толкиеном мира:
"Социальная структура Средиземья состоит из могущественных королей и лордов наверху и солдат снизу.
Высшие эльфы говорят на церемониальном языке - Квении, в то время как низшие эльфы говорят на Синдарине"
В приложении к "Властелину колец", Толкиен проводит различие между эльфийскими языками.
А именно:
"Квения, или "Хай-Элвен", - пишет он, - стал,
скажем так, "эльфийской латынью", все еще используемой для церемоний, и для высоких вещей и песен, от Высших Эльфов. Синдарин же, использовавшийся между серыми эльфами, был принят для ежедневного использования"
Так же, как и латынь Католической церкви - исторически наделена иерархической властью - Толкиен, возможно показывает, что эта "Эльфийская Латынь" устанавливает гегемонию над всем, что используется для простого общения.
И ещё немного о марксизме...
В то время как Толкиен пропитал свою созданную вселенную иерархическими структурами и сильными центральными силами - важно отметить, как указывает Ричардс, что он не был защитником любой марксистской революции:
"Толкиен был крайне скептически настроен в отношении использования централизованной принудительной власти централизованного правительства - даже для достижения похвальных целей"
Но поскольку Толкиен был против как материализма, так и коммунизма:
"Его истории диалектически колеблются между утопическим отказом от частной собственности и ее
идеологической поддержкой"
Поэтому, изучая Толкиена, изображающего Средиземье - мы должны рассматривать его сквозь линзу антиматериализма, а не
про-марксизма.