Мне этот вопрос задала мама моего доверителя с подобным «свежим» диагнозом. Я ответил, что - есть.
Хотя, конечно, сам вопрос не корректен, а я не врач, и тем более, не Б-г.
Шизофрения протекает по-разному, да и вообще есть мнение, что это вовсе не одно заболевание. Более прогностически позитивное как раз то, что пугает всех случайных свидетелей - с продуктивной симптоматикой, психозом. Менее - с ранней негативной симптоматикой, когда быстро поражаются волевые и эмоциональные ресурсы пациента.
Бывает злокачественное течение, когда личность разрушается почти мгновенно. А бывает - приступами, причём с большим светлым периодом между ними.
И тем не менее, психиатрия больше не безоружна перед этой болезнью. Первый прорыв - 50-е годы - легендарные аминазин и галоперидол. Мощные антипсихотики. К сожалению, с серьезным побочными явлениями. И все же это был прорыв, по сравнению с предшествовавшими средневековыми методами. Последние два-три десятилетия - ещё одна революция: атипичные антипсихотики, действующие гораздо более мягко и точно. И глубокое проникновение в биохимическую природу заболевания. Упрощенное представление о чисто дофаминовой природе болезни постепенно уступает место гораздо более сложным представлениям.
Но вернёмся к вопросу мамы больного. И ответим просто конкретным примером. Среди моих доверителей на сегодня несколько человек с диагнозом F20. Плюс я наблюдал очень много пациентов за год волонтёрства в психиатрической больнице. Подавляющее большинство ведёт нормальную человеческую жизнь. Да, под наблюдением психиатра и прикрытием лекарствами, иногда с госпитализацией. Да, с помощью психолога. Но разве мало болезней, требующих иногда госпитализации и помощи психолога?
Люди работают, делают карьеру, женятся, выходят замуж, рожают детей. Да, обострения бывают. Да, в период приема больших доз нейролептиков боремся с депрессией. Да, как воздух, необходимы любовь и понимание близких. Однако жить можно. И нужно!
А вывод будет такой. Шизофрения - болезнь не из приятных. Но точно не безнадежная. И у заболевших есть все шансы побороться за свою будущую счастливую жизнь