Найти тему
S. John Lend

Парадокс телепортации

С. Джон Ленд и Дерек Парфит бодро шагали к ближайшему телепортационному центру. Оба работали разработчиками в крупной корпорации и всю свою жизнь провели на Земле, работая в головном офисе корпорации. В последнее время участились хакерские атаки, которые в конечном итоге смогли нанести серьезный вред головному офису. Когда сегодня Ленд и Парфит попытались пройти в офис, их не пустили и направили в офис на Марс.

— Хорошо хоть билет оплатили, — проворчал Ленд, поглядывая на запястье. Внешне ничего не было видно, но Ленд знал, что туда вшит чип, который хранит всю информацию о нем и его личности. Чип выполнял абсолютно все функции, которые люди в прошлом выполняли различными устройствами: он хранил личную информацию, включая карту болезней и идентификационные данные, которые два века назад люди называли паспортом; чипом можно было расплатиться, на него же зачислялась и зарплата, чип мониторил данные о здоровье и предупреждал о любых отклонениях и опасностях.

— Ты перемещался прежде? — спросил Дерек.

— Случалось пару раз, когда с семьей отправлялись в луна-парк. Никогда не мог понять, почему парк на Марсе назвали луна-парком?

— Маркетинг? — пожал плечами Дерек. Он выглядел взволнованным, шел с понурым видом, глядя себе под ноги и пиная редко попадающиеся камешки.

— А ты ни разу не телепортировался?

— Нет, — Парфит вздохнул. — Не нравится мне все это.

— Брось, — Ленд усмехнулся и хлопнул приятеля по плечу. — В этом нет ничего страшного.

— Я знаю, но меня волнуют не какие-то иррациональные страхи — меня беспокоит возможность потерять свою личность, — Парфит помолчал, в нерешительности пожевал нижнюю губу, смотря куда угодно, но не на Ленда, но все-таки переборол страх показаться глупым и решил все рассказать другу. В конце концов только он мог понять его страхи. Сейчас страх перед телепортацией воспринимался не иначе, как страх перед полетами на самолетах в двадцать первом веке. — Давай начнем по-порядку, Джон. Мы сейчас собираемся воспользоваться телепортом. И мы прекрасно понимаем, как он устроен.

— Понимаем, — кивнул головой Ленд. — Телепорт — это по своей сути машина, которая погружает тебя в сон, а затем уничтожает, разбивая на атомы. Она со скоростью света передает информацию на Марс, если мы говорим о телепортации именно туда, и точно такой же телепорт воссоздает нас в точке назначения, собирая в точности, какими мы были на Земле, атом к атому из местных запасов углерода, водорода и иных веществ.

— Верно, Джон. Именно это меня беспокоит — меня разобьют на атомы. То есть попросту убьют!

— Но при этом воссоздадут тебя в другом месте, ничего не изменится, — спокойно ответил Ленд.

— Воссоздадут меня или мою копию? — дрогнувшим голосом спросил Парфит.

Ленд замедлил шаг, размышляя над словами друга, затем вовсе остановился и повернулся к нему.

— Послушай, Дерек, если твои рассуждения верны, то я давно не тот С. Джон Ленд, с которым ты учился в университете. Я телепортировался и не раз.

Парфит открыл рот, чтобы что-то сказать, но ничего не придумал и промолчал с извиняющимся взглядом. Вероятно, он подумал, что своими смелыми рассуждениями мог обидеть Ленда.

— Я говорю это не для того, чтобы пристыдить тебя, а для того чтобы ты понял, что ничего не изменилось. Я все тот же С. Джон Ленд, да ты и сам не заметил разницы! Более того, однажды ко мне приехал друг из Канады, Патрик. Его тогда бросила девушка, и он считал, что только бутылка хорошего вина может ему помочь. У меня не было вина, и Патрик быстренько телепортировался в Париж за хорошей бутылкой. Спустя полчаса все тот же Патрик сидел рядом со мной. Он ничуть не изменился. Он все так же тосковал по своей бывшей, у него все так же была порезана губа после неосторожного бритья — телепорт работает идеально! Все твои мысли, чувства, эмоции и твое тело воссоздаются в точности.

— Я все равно сомневаюсь, — смущенно сказал Парфит. — Все-таки человек на Земле уничтожается. Он умирает. Все, его нет. И даже воссоздав на Марсе точную копию, это все-таки копия. Это уже не тот человек, который жил на Земле!

— Друг мой, — улыбнулся Ленд и приобнял поникшего товарища, — я склонен считать, что все немного сложнее, чем ты полагаешь. Современные нейрохирурги могут легко стереть тебе память и заменить на другую. Либо же они могут перенести твою память в другое тело. Будешь ли ты считать, если последнее произойдет, что ты больше не являешься прежней личностью?

— Пожалуй, нет.

— Вот видишь. А если при этом будет создано новое тело — точная копия твоего. И туда перенесут твое сознание. Ты будешь считать себя новой личностью?

— Нет. Но это другое, Джон! Ты говоришь о переносе личности, а в случае телепорта твою оригинальную личность крошат на атомы! Уничтожают.

— То есть ты считаешь, что личность каким-то образом привязана к телу? Вроде как душа в тех древних религиозных мифах?

— Да!

— Но если она привязана к телу, как тогда ее можно переместить в другое тело в нашей мысленной модели с нейрохирургом? Оторвать от оригинала? Но если так, тогда личность не связана с телом.

— Верно! — горячо воскликнул Парфит. — Верно то, что личность можно оторвать от тела и переместить — в таком случае она действительно не связана с телом. Но в случае телепортации личность не переносится, а создается из случайных атомов, новых, а не тех, которые составляли твое естество на Земле!

— То есть весь твой страх заключается в том, что на Марсе тебя соберут не из тех атомов, на которые тебя разобьют на Земле. И ты бы не беспокоился, если бы тебя разбили на атомы и воссоздали из них же?

— Да, — с некоторым сомнением произнес Парфит, отчего его голос прозвучал жалко. Он прокашлялся и уже более уверенно сказал: — Да, именно так я считаю.

Ленд улыбнулся и покачал головой, словно ребенок перед ним совершил какую-то забавную выходку, чуждую взрослому человеку.

— Боюсь, если не телепортируешься на работу, в корпорации не поймут и уволят тебя. Так что соберись! Еще расскажешь мне на той стороне, как сильно ты изменился за это время!

Оставшуюся часть пути разговор о телепортации не заходил. Парфит немного успокоился в ходе разговора с Лендом о недавнем походе последнего в горы и внутренне убеждал себя, что не случится ничего плохого. Будь его воля, он бы ни за что не телепортировался, но работа в самой крупной корпорации планеты приносила большие деньги, которые ему были сейчас крайне необходимы. Он не мог потерять работу из-за такого страха. Да и что коллеги скажут — засмеют.

Они прибыли в телепортационный центр. Расплатившись, они проследовали к кабинкам. Ленд бодро улыбнулся другу и проследовал в первую, а Парфит с плохо скрываемой тревогой зашел во вторую. «Ну вот и все, Дерек, сейчас ты перестанешь существовать. А вместо тебя появится какой-то мерзкий клон…» — успел он подумать, прежде чем специальный газ погрузил его в сон.

Пробуждение было тяжелым. Состояние было, как после тринадцатичасового сна — ты чувствуешь себя усталым уже лишь от того, что спал слишком долго.

Потирая глаза, Парфит вышел из кабинки. Он уже хотел было отпустить шутку про то, что чувствует себя разбитым, но в удивлении застыл на месте, увидев то, что привело его сперва в состояние легкого неверия, а затем в состояние шока и отрицания. Перед ним стояло три С. Джона Ленда, которые с одинаково озадаченными лицами поглядывали друг на друга.

— Эхей, смотри, какая вышла штуковина… — протянул один из них, весело махнув рукой в сторону двух других Лендов. — Эта чертова машина создала два моих клона.

— Ты что несешь, дружище, это ты мой клон, а я — настоящий! — вклинился в разговор один из них.

— Вообще-то это я настоящий… — не остался в стороне третий Ленд.

Завязалась словесная перепалка. Каждая копия Ленда оспаривала свое право называться личностью, которой она себя сознавала. Эти споры продолжались несколько минут и едва не переросли в драку, пока к месту происшествия не подбежала администратор телепортационного центра. Она сильно растерялась, увидев сие событие, но совладала с эмоциями в достаточной мере, чтобы разнять кричащих друг другу всякие нелепости Лендов.

— Подождите, господа, прошу вас. Мы разрешим все недоразумения.

— Скорей бы! — зло произнес один из Лендов. — Нужно поскорее избавиться от этих копий, чтобы я мог вернуться к нормальной жизни.

— Ты кого копией назвал?! — одновременно взревели два других Ленда и бросились на обидчика с кулаками. Завязалась потасовка. На этот раз в дело пришлось вступить и Парфиту, потому что сил одной администраторши уже было недостаточно, чтобы разнять бушующих Лендов. Когда их удалось успокоить, она рассадила Лендов по разным углам, как нашкодивших детей, и строго наказала никуда не ходить под страхом уничтожения. Все, как один, они сидели, сложив руки на груди, и из-под лба со злостью сверлили взглядами то администраторшу, то друг друга.

Вскоре подоспела группа по ликвидации чрезвычайных последствий. Парфит знал случаи, когда телепорт из-за какой-то неисправности воссоздавал не только оригинальную личность перемещающегося, но и какое-то дополнительное страшилище. В таких случаях вызывалась группа по ликвидации чрезвычайных последствий и уничтожала ненужный элемент. Такие ситуации происходили крайне редко — примерно одна на двести миллионов перемещений, и всегда это проходило без ущерба для личности перемещающегося. Побочное создание не имело с ним ничего общего и никак не влияло на его личность. Однако здесь же ситуация была несколько другой…

— Вы! — крикнула администратор. — Пойдите-ка сюда!

Все три Ленда с хмурыми лицами подошли к ней.

— Вот они. Один настоящий. Приступайте, — повернувшись к группе ликвидации, сказала она. Ленды на это взволнованно загудели, но замолчали, когда администраторша погрозила им кулаком.

— Эм… Мадам… — нерешительно начал один из ликвидаторов. — А что, собственно, уничтожать?

— Как что? Вот, прямо перед вами две лишние копии достойного молодого человека! Уничтожьте же их скорее, чтобы он мог спокойно пойти на работу!

Ленды снова загудели, тыкая в друг друга пальцами, а ликвидаторы озадаченно переглянулись.

— Так кто же из этих троих настоящий, а кого можно ликвидировать? — спросил один из них.

— Не знаю, — нервно произнесла администратор. — Да и вообще это не в моей компетенции — это ваша работа. — Сказав это, она развернулась на каблуках и потопала прочь.

На несколько долгих десятков секунд установилось молчание. Ленды с опаской поглядывали на ликвидаторов, а те с подозрением присматривались к ним. В конце концов один из ликвидаторов произнес, обращаясь к Парфиту:

— Вы их друг?

— До сих пор я был уверен, что я друг лишь одному из них, но сейчас я не знаю, сколько здесь личностей и что вообще происходит… — растерянно произнес он. Ленды тут же зашумели, стараясь перекричать друг друга и доказать, что вот он, вот он точно его друг, а эти врут.

— Давайте сделаем так, — наконец подал голос ликвидатор. — Мистеры… Ленды, как я понимаю? — каждый Ленд счел своим долгом указать, что Ленд здесь один, а все остальные — гнусные клоны. Разумеется, такое оскорбление ни один из них стерпеть не смог и снова завязалась перепалка, которую подавили в зародыше, пригрозив им пистолетом для расщепления. С неохотой Ленды отцепились друг от друга. Они вели себя как настоящий С. Джон Ленд. Никаких отличий. Все пытались доказать свою реальность и в то же время ложность своих копий.

— Давайте сделаем так, — повторил ликвидатор, демонстративно поигрывая пистолетом. — Мы сейчас дадим вам условные обозначения и затем будем выяснять, кто из вас реальный. Вас это устроит?

Два Ленда одновременно ответили утвердительно, а третий лишь кивнул. Само по себе это не было бы так заметно, не будь в зале гробовой тишины. Все посетители, затаив дыхание, наблюдали за развитием ситуации.

Те Ленды, которые кивнули головой, торжествующе завопили:

— Вот видите?! Видите?! Он ответил по-другому! Он другой! Он клон!

— Идиоты, я единственный кивнул в ответ, а вы двое ответили идентично, что говорит о том, что это вы подлые копии!

Двое Лендов на секунду растерялись, но тот, что стоял ближе к Парфиту, быстро взял себя в руки и ответил:

— Нет, это лишь говорит о том, что ты решил использовать хитрость, чтобы всех запутать!

— Хватит! — прервал их ликвидатор. — Сейчас пусть мистер Ленд, вышедший из телепорта первым, встанет слева от меня. Мистер Ленд, вышедший последним, справа, а вышедший вторым, соответственно, посередине. Это заняло несколько секунд, и вышедший первым Ленд попытался было доказать свою истинность тем фактом, что он вышел первым, но двое других резко это оспорили. Их прервал ликвидатор, еще раз для верности погрозил пистолетом, а затем дал им условные обозначения: Ленд 1 — это Ленд, вышедший первым, Ленд 2 — вторым, и Ленд 3 — третьим. Третий попытался отстоять свое право называться С. Джоном Лендом, но другие тут же воспротивились этому под предлогом защиты своего честного имени, и ликвидатор отказал Ленду 3.

Далее началось расследование. Парфит по просьбе ликвидатора задавал каждому из них по очереди в приватной обстановке личные вопросы, пытаясь тем самым выявить настоящего Ленда. Но все было тщетно — каждый Ленд казался Парфиту истинным и с легкостью перечисля любые события, любые факты и эмоции, любые детали их совместных времяпровождений.

В конечном итоге после нескольких часов таких исследований было заключено, что все Ленды являются точной копией земного Ленда и не имеют девиаций. Было решено пока что оставить их всех, что было с криками возмущения принято последними, и передать дело на рассмотрение в суд.

Каждый из Лендов не желал, чтобы существовала его копия, ведь каждая копия мнила себя оригиналом и презирала двух остальных Лендов. Как итог, встали и вопросы о том, какой из Лендов должен сохранить работу, кто может вернуться к жене, кто будет жить в жилище Ленда. Да и Парфит не знал, с кем ему теперь дружить — каждый Ленд казался ему настоящим, и каждый Ленд наговаривал на другого, пытаясь убедить Парфита в своей истинности. Но кто же из них действительно истинный Ленд? Он не знал. Более того, за всей этой дилеммой скрывалась куда более страшная для личности Парфита проблема — остался ли он собой? Является ли он тем самым Дереком Парфитом, который зашел в телепортационную кабинку, или он есть копия той личности?

Жаждущий найти ответ на этот вопрос, Дерек Парфит с помощью огромных вычислительных мощностей своего времени создал симуляцию Вселенной, в которой воссоздал точно такой же мир, как и свой, но в том виде, каким он существовал в XXI веке. Дерек помнил по урокам истории, что в то время люди любили пользоваться давно канувшем в лету Интернетом, создавали различные ресурсы для общения и обмена информацией. Он стал думать, как назвать ресурс. И в голову сразу же пришел его друг, С. Джон Ленд, и их вечные посиделки в пабе по выходным. «Паб С. Джона Ленда! Именно так я назову ресурс и в нем же и проведу свой опрос» — решил Дерек. Некоторое время он заполнял его информацией и привлекал аудиторию, а затем перешел к главному и задал подписчикам Паба вопрос: «Является ли человек на Марсе тем же человеком, который зашел в телепорт на Земле?»

Открыть список всех рассказов

Оставить отзыв: John

Канал: Паб С. Джона Ленда

Проголосовать можно здесь.